Новости

Новости
партнёров


Рекомендуемое



Во что реформы превратят таксистов

27 Сентября 2010 10:30 | Новости Украины | Источник: Фокус Добавить закладку во ВКонтакте Добавить закладку в Facebook Добавить запись в ЖЖ Добавить закладку в Google Добавить статус в Twitter Поделиться в Моём Мире A- A A+

В Украине собираются реформировать такси на европейский лад. Фокус выяснил, что об этом думают сами таксисты.

Количество такси станет фиксированным – квоты будут распределяться по конкурсу местными советами, и только среди выпускников школы таксиста. Штраф за нелегальный извоз вырастет в 20 раз. В каждом городе автомобили такси будут одного цвета и не старше трёх лет. Зарабатывать извозом на арендованном транспорте запретят – машина должна быть собственностью работодателя. Такие планы Кабмин озвучил этим летом. Услышав о них, таксисты забили тревогу: создали рабочую группу для переговоров с властью и в случае игнорирования требований обещали устроить всеукраинскую забастовку. Власть пошла на уступки – рабочая группа завершает работу над своим вариантом законопроекта.

 

90% – нелегалы

Таксистам вся эта затея не по душе. «Вырывают гланды через задний проход, – оценивает инициативу Александр, работающий в такси «Оптимальное». – Опять будут драть с нас деньги. Пусть бы датировали эти расходы – на счётчик, на оборудование автомобиля. У меня на всё это нет денег, машину нужно к зиме готовить».

По оценкам самих таксистов, сегодня более 90% рынка в тени: у водителя могут быть рация, шашки на крыше, договор с диспетчерской службой и тарифная сетка, но он не платит налоги и формально не несёт никакой ответственности перед пассажиром. Многих таксистов это устраивает. «Государство хочет, чтобы мы оформляли ЧП, покупали лицензии, платили единый налог. Вот страна дебильная, а!» – возмущается молодой таксист на «Ланосе», работающий в «Радио-такси». Вообще‑то и сегодня, чтобы получить лицензию на извоз, нужен статус частного предпринимателя, но у таксиста, как выяснилось, нет ни того, ни другого. Замечание корреспондента Фокуса о том, что не платить налоги – это плохо, таксиста возмущает: «Кому платить? Государству? Да пошло оно в ж… у!»

Большинство коллег с ним солидарны: когда на съезде таксистов в начале сентября глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский заговорил о необходимости платить налоги, зал вскипел от негодования. Когда же чиновник пообещал избавить таксистов от конкуренции с «грачами» – грянули аплодисменты.

Говоря о «грачах», Бродский имел в виду «фильтровщиков» – таксистов, которые не привязаны к какой‑либо диспетчерской службе, сами устанавливают тарифы и большую часть дня проводят на стоянке, играя в нарды в ожидании щедрого клиента.

 

В Стране дураков

Сергею за сорок, стоит «на фильтре» возле метро «Льва Толстого», пьёт кофе на пассажирском сиденье. На Подол соглашается отвезти за 60 гривен (официальное такси – 35–40 грн.). Сбрасывает до полтинника, с ленцой пересаживается за руль. Говорит, что работает в такси «Имени себя»: днём «фильтрует» в центре, а вечером слушает станцию, если есть хороший заказ – берёт. Угроз Бродского Сергей не страшится, но если «фильтр» прикроют – в официальное такси не пойдёт: «Сниму фишку, буду так грачевать». По его словам, самые жирные «фильтры» – на «бану» (на вокзале, вероятно, от немецкого banhoff) и на «поле» (Поле чудес в Стране дураков – аэропорт Борисполь).

Стоянка «на фильтре» – только для своих. «Если кто другой станет рядом, ему сначала сделают последнее китайское предупреждение. Не поймёт – тогда вот! – таксист решительным движением выдёргивает из решётки кондиционера шило. – На диски посадим! Опять не подействует – здоровье ему подпортим лет на пять, ребята помогут. Пойми, весь Киев на дециметры поделён, и не я это придумал».

Глава профсоюза таксистов Василий Попик, который сегодня координирует разработку законопроекта о такси, уверен, что скоро нелегальному извозу придёт конец. «Мы задавим его с двух сторон! – он жестикулирует так, будто объясняет план захвата. – Дадим ГАИ право проверять такси на стоянке. Нет документов на извоз – штраф восемь тысяч, второй раз попался – шестнадцать. Потом конфискация машины». Атака с другого фланга – а-ля контрольные закупки: если по вызову приезжает такси без документов, страдает не только водитель, но и оператор, который отдал ему заказ. «В итоге операторы откажутся от сотрудничества с нелегалами», – убеждён глава профсоюза.

 

Шеф, три счётчика

На место «фильтров» планируется вернуть стоянки такси – систему, которая была при Союзе и сегодня принята в Европе. Главное отличие стоянок от «фильтров» в том, что таксист может без опаски стоять на любой из них (во всяком случае, по задумке). Правда, вразрез с этим принципом идёт намерение Минтранса провести тендер среди служб такси на право работать в аэропорту Борисполь. «Этим они убивают систему стоянок, – возмущается Василий Попик. – Таксист, который привозит вас в аэропорт, убегает оттуда, потому что иначе ему колёса порежут. В итоге кто оплачивает холостой пробег? Правильно – пассажир».

Вместе со стоянками власти намерены вернуть в такси счётчики (таксометры). Многие перевозчики идею воспринимают в штыки. «Какой кретин сядет на счётчик? Он учитывает не только километраж, но и хронометраж, а в час пик из центра на Куренёвку можно часа полтора добираться», – говорит «нелегал» Сергей со «Льва Толстого». Его коллега Александр из такси «Оптимальное» вспоминает опыт 10‑летней давности: «Когда в «Автосвите» работал, у всех таксометры были. Счётчик в трёх режимах – обычный, ночной и для хаумачей (иностранцы. – Фокус). Пять гривен за километр настраивали. Можно было от Золотых ворот скатиться к Крещатику за двадцатку, даже двигатель не заводя». Сегодня в Киеве найти такси со счётчиком сложно, зато в Херсоне, например, ими оборудованы практически все таксомоторы – там поездка с «грачём» обходится дороже. Координатор интернет-портала «Таксопорт» Анатолий Галазюк считает, что таксометрам нет доверия: многие настраивают прибор так, что он считает 100 м за 1 км.

 

Дешевле не бывает

За счётчик. Координатор интернет-портала «Таксопорт» Анатолий Галазюк считает, что в Украине тарифы на поездки нужно поднять, а в каждой машине установить счётчик

Тем не менее Василий Попик уверен, что такси в Украине удастся вывести на европейский уровень: таксомоторы будут одного цвета (скорее всего, только их двери), появятся школы таксистов, повысится ответственность предпринимателей – они будут дорожить лицензией. Впрочем, в чём единодушны все собеседники Фокуса, так это в том, что на европейский уровень выйдут и цены.

«Они однозначно будут повышаться, – говорит Василий Попик. – У нас самое дешёвое такси в Европе. Во всём мире километр езды на такси стоит как литр бензина». Анатолий Галазюк считает такую методику расчёта неподходящей для Украины, но в целом соглашается: сегодняшний рост предложения на рынке перевозок привёл к критическому падению цен. «Такси слишком дешёвое, – объясняет Анатолий Галазюк. – В Киеве ещё ничего, но в областных центрах расценки настолько низкие, что извоз попросту теряет рентабельность».

 

Лучшие такси мира

В этом году портал Hotels.com составил рейтинг лучших такси мира. В тройке победителей Лондон, Нью-Йорк и Берлин

1. Лондон
«Блэк кебы» оборудованы счётчиком, вмещают 5 человек с багажом и приспособлены для перевозки пассажира на инвалидной коляске. Только «Блэк кебы» вправе подбирать голосующих пешеходов. Они также могут двигаться по полосе для общественного транспорта, поэтому никогда не стоят в заторах.

Посадка и первые 310 м – 2,20 фунта. Затем – 1,20 фунта / км. Экологический сбор – 20 центов. В результате стоимость 1 км составляет около 2,1 фунта (2,5 евро). После 20.00 и в выходные поездка дороже на 1 фунт, в Рождество и Новый год – на 2 фунта. На чай принято оставлять 10–15%.

На таксиста учатся три года. Водители обязаны блестяще ориентироваться в городе без GPS-навигатора, знать репертуар всех тридцати лондонских театров, расписание поездов и уметь поддержать беседу о Большом адронном коллайдере. Для пассажира «Блэк кеба» в порядке вещей попросить отвезти его «в то заведение, где на прошлой неделе выступал Стивен Фрай».

2. Нью-Йорк
90% такси – Ford Crown Victoria жёлтого цвета. При этом ежегодно обновляется список других марок, одобренных для использования в качестве такси (с 2009 г. почти все машины в этом перечне – гибриды).

Посадка – $2,50. Затем – $1,5 / км (40 центов за каждые 267 м пробега или 120 секунд ожидания). Если авто движется со скоростью менее 6 миль в час, то есть тянется в пробке, пассажир платит 40 центов за каждые две минуты. С 20.00 вечера тариф повышается. Таксисту принято оставлять чаевые.

Для работы требуется сдать экзамен на знание города и языка, но среди таксистов всё равно много эмигрантов, плохо изъясняющихся на английском. В Нью-Йорке водители «йелоу кебов» неохотно везут пассажиров в отдалённые районы, откуда придётся возвращаться пустым, но не имеют права спрашивать у голосующего, куда ему ехать, пока тот не сел в машину. Пожаловаться на таксиста можно в «Такси и Лимузин Комиссию».

3. Берлин
Обязательно цвета слоновой кости. Должен иметь две двери справа. Таксисты отдают предпочтение «Мерседесам».

Посадка – 3 евро. До 7 км – 1,58 евро / км, более 7 км – 1,20 евро / км.

Чтобы стать таксистом, нужно сдать экзамен. В Берлине необходимо знать более 900 объектов и уметь добраться до них кратчайшим путём без карты. Если водитель будет везти пассажиров при выключенном счётчике и попадёт в аварию, страховая не выплатит компенсации и ему придётся оплачивать лечение пассажиров из собственного кармана. Клиентом, который просит подвезти без счётчика, может оказаться проверяющий. Полиция имеет право в любой момент проверить документы на извоз, и если каких‑то бумаг не будет, машину арестуют.

 

Такси по-киевски


Тариф 
До 5 км – 25–30 грн., после – 2,5 грн./км. Счётчиков нет: километраж и цена поездки определяются диспетчерской службой.

 

Автомобиль
Практически любой – от «Дэу Ланоса» и «Опеля» 1980 г. выпуска до «БМВ» представительского класса. Аренда машины – 100–150 грн./день.

 

Таксист
Часто с высшим образованием, предпочитающий профильному труду извоз, где средняя выручка за месяц составляет 8 тыс. грн.

Евгений Сафонов, Фокус







Другие новости по теме:











 


Погода в Луганске

днем
дождь
пасмурно +22 °C
751 мм
С-В, 4 м/с

утром
дождь
облачно +21 °C
749 мм
С-В, 3 м/с

Курсы валют
31 Июля
100 USD 2591.5589 грн.
100 EUR 3039.6394 грн.
100 GBP 3393.6667 грн.
10 RUB 4.3524 грн.

Ценные металлы
31 Июля
10 XAU 326432.76 грн.
10 XAG 4291.62 грн.
10 XPT 241274.13 грн.
10 XPD 227798.03 грн.

Закладки

Гороскоп
Загрузка гороскопа...

Популярные статьи

Новости на EMail

Другое

Главная страница  |  Новости Луганска  |  Новости Украины  |  Другие новости  |  Наши партнеры  |  Контакты
© TopMedia, 2010—2018. При полном или частичном воспроизведении ссылка на topmedia.com.ua обязательна (для интернет-ресурсов гиперссылка).