Новости

Новости
партнёров


Рекомендуемое



Даже молдаване «разводят» Украину

28 Декабря 2010 09:41 | Новости Украины | Источник: УГМК Добавить закладку во ВКонтакте Добавить закладку в Facebook Добавить запись в ЖЖ Добавить закладку в Google Добавить статус в Twitter Поделиться в Моём Мире A- A A+

Молдавское счастье

Вялотекущий конфликт Украины с Молдовой тянется с соглашения от 1997 г. между тогдашними премьер-министрами - Украины Валерием Пустовойтенко и Молдовы Ионом Чубуком, после которого наша страна благосклонно открыла сухопутному соседу выход к морю, выделив часть украинского берега на Дунае для строительства порта возле молдавского села Джурджулешты. В дальнейшем в рамках договора № 498_046 от 18.08.1999 были определены ключевые условия обмена территориями.

Так, Молдова обещала отдать участок автодороги «Одесса-Рени» возле с. Паланка и землю, по которой эта трасса проходит (согласно протоколу 498_047). Конфликт возник из-за того, что дорогу Кишинев передал, а земельный участок - нет. Свое нежелание выполнять условия договора Молдавия объясняет тем, что территории в районе Паланки являются «землей предков», поэтому она «неотчуждаема». Свое пренебрежение к выполнению условий договора наши соседи пытаются подкрепить мнением, что Украина просто вернула Молдове ее 480 метров дунайского побережья.

На сегодня Украина лишь частично может использовать преимущества трассы «Одесса-Рени», поскольку дорога, хоть и сокращает путь следования грузов из Одессы по территории Молдовы, проходит через таможню со всеми вытекающими неудобствами. А проволочки, которые возникают на границе, снижают привлекательность транзита в этом направлении.

В то же время альтернативы практически нет: объезд Днестровского лимана, по краю которого проходит «Одесса-Рени», усложняется низкой пропускной способностью тамошней дороги. Таким образом, без права собственности на землю наша сторона связана по рукам и не может развивать магистраль и придорожную инфраструктуру в районе Паланки.

Как Украина потеряла Дунай

Молдова, став благодаря Украине морской державой, смогла существенно сэкономить на логистике, отправляя свои грузы через собственный порт. Кроме того, Джурджулештский порт оттянул также и часть транзитных перевозок, проходивших ранее через порты Одесской области, установив более низкие по сравнению с украинскими тарифы на перевозку грузов.

Джурджулешты, изначально строившийся для перевалки нефтепродуктов (мощностью в 2 млн. т), к настоящему моменту стал одним из главных конкурентов для отечественных портов на юге страны. В прошлом году на базе молдавского порта заработали зерновой и пассажирский терминалы, из-за чего начал получать убытки ориентированный на зерновые грузы украинский порт Рени. Так, с 2009 г. Рени потерял 300-400 тыс. т в год зерновых грузов из Молдовы. Помимо этого порт лишился продукции Рыбницкого металлургического завода, теперь около 30 тыс. т грузов отходит Джурджулешты. В 2010 г. начальник Ренийского порта Сергей Строя заявил, что из-за молдавского порта мощности РМТП находятся на грани остановки. Одной из причин такого положения вещей стало то, что молдавский порт имеет более развитую логистику, располагая железнодорожной линией Кагул – Джурджулешты, в то время как Ренийский порт уже многие годы тщетно добивается подведения ж/д ветки.

 

Война столпов

Осенью 2009 г. украинская сторона вновь попыталась сдвинуть проблему с мертвой точки. Действия украинских пограничников, которые в рамках «исправления ошибки, допущенной при демаркации границы с Молдовой» (так объяснил наш МИД) демонтировали несколько пограничных столбов, вызвали немалый резонанс. Как заявил представитель МИД Украины Олег Волошин: «Мы демонтировали средний столбик и свой. Молдавский – мы не трогали. Поэтому, фактически, мы сейчас имеем чужой чемодан в своей квартире. Мы рассчитываем, что молдаване уберут свои столбики. Есть дорога, и нам ее надо забрать у Молдавии. Мы должны быть полными владельцами – и дороги, и земли».

Кишинев в этой ситуации выразил «глубокую обеспокоенность» и обещал подумать о выполнении своих условий договора, а Европа предложила себя в роли рефери на новом витке конфликта. А 15 декабря депутаты Одесского горсовета потребовали от президента Виктора Януковича ускорить решение украино-молдавского спора вокруг дороги «Одесса-Рени».

На этом фоне вполне ожидаемым стало и воинственное заявление В. Януковича о том, что Молдова и Румыния «должны почувствовать – время размякшей Украины прошло. Это большое и сильное перспективное государство, с которым выгодно и полезно дружить».

Румыния, отношения Украины с которой в последнее время складываются не лучшим образом, здесь упомянута неспроста. В нашем споре с Молдовой Бухарест активно поддерживает Кишинев, поэтому возможная попытка Украины решить спор радикальными методами обязательно приведет к осложнению отношений с Румынией. Кроме того, Бухарест, лоббируя интересы Молдовы в ЕС, попробует задействовать и свои европейские возможности, чтобы снизить активность и эффективность Украины в урегулировании спора.

Одесская хватка Молдовы

Выходом из сложившейся ситуации может стать разрыв договора с Молдовой на основании того, что соглашение формально не вступило в силу из-за позиции одной из сторон. Вместе с тем, аннулирование договора может только осложнить отношения нашей страны с соседними странами и ЕС.

В ином случае Киев будет вынужден пойти на «продавливание» Кишинева, поскольку Украина может манипулировать упрощением доступа товаров в страну. Украине следует ускорить решение конфликта, ведь страна несет как экономические, так и имиджевые потери, вызванные стремлением Молдовы подольше не выполнять взятые на себя обязательства.







Другие новости по теме:









 


Погода в Луганске

днем
дождь
пасмурно +22 °C
751 мм
С-В, 4 м/с

утром
дождь
облачно +21 °C
749 мм
С-В, 3 м/с

Курсы валют
31 Июля
100 USD 2591.5589 грн.
100 EUR 3039.6394 грн.
100 GBP 3393.6667 грн.
10 RUB 4.3524 грн.

Ценные металлы
31 Июля
10 XAU 326432.76 грн.
10 XAG 4291.62 грн.
10 XPT 241274.13 грн.
10 XPD 227798.03 грн.

Закладки

Гороскоп
Загрузка гороскопа...

Популярные статьи

Новости на EMail

Другое

Главная страница  |  Новости Луганска  |  Новости Украины  |  Другие новости  |  Наши партнеры  |  Контакты
© TopMedia, 2010—2024. При полном или частичном воспроизведении ссылка на topmedia.com.ua обязательна (для интернет-ресурсов гиперссылка).