Новости

Новости
партнёров


Рекомендуемое



Какие особенности формирования бюджета в Луганской области

15 Июля 2011 07:56 | Новости Луганска | Источник: Молодогвардеец Добавить закладку во ВКонтакте Добавить закладку в Facebook Добавить запись в ЖЖ Добавить закладку в Google Добавить статус в Twitter Поделиться в Моём Мире A- A A+

Если верить художественной классике, страсть к деньгам в нашем бренном мире намного сильнее даже любви. Да и пылает оная страсть гораздо продолжительнее. Как там у Пушкина? «Я каждый раз, когда хочу сундук мой отпереть, впадаю в жар и трепет». При этом скупой барон всего лишь собирается «в шестой сундук (в сундук еще неполный) горсть золота накопленного всыпать». Указанное соотношение вряд ли изменилось за прошедшие с тех пор пять веков (разве что в пользу сребролюбия). Тем не менее существует категория людей, вполне спокойно оперирующих «горстями золота накопленного». Это – профессиональные финансисты. Начальник Главного финансового управления Луганской облгосадминистрации Юрий Балковой, очевидно, относится к этой когорте. Достаточно сказать, что он в этом своем качестве работает уже с шестым губернатором (не считая исполняющих обязанности) и с третьим составом областного совета. Сколько за эти годы сменилось министров финансов – даже не представляю…

 

Как наполнить «сундук»

– Юрий Иванович, для кого-то деньги – зло, для кого-то – благо. Для вас они, надо полагать, – просто инструмент. Как им следует пользоваться?

 

– С умом (достойный ответ выпускника Одесского института народного хозяйства! – М.Б.). Так же, как и дома: планировать расходы и доходы. Ставить задачи, исходя из возможностей.

 

– Но как планировать доходы при наличии здесь стольких случайных составляющих?

 

– Раньше, до принятия Бюджетного кодекса, за каждой областью закреплялись определенные виды налогов: подоходный, налог на прибыль и прочие. Область же определяла нормативы отчислений для городов и районов: на область столько-то процентов, туда-то 10%, туда 20%. Плюс этой системы был в том, что пытались определить реальные показатели. Но, с другой стороны, когда мы их определяли, возникала другая коллизия: «Ребята, если мы покажем все, что соберем, – что же мы получим из госбюджета?! Давайте уменьшим ту часть, которую соберем, обоснуем и поедем в Киев. Скажем: нам кровь из носу нужны дотации, потому что у нас еще это, это и вот это». Такая система приводила к тому, чему я один раз был свидетелем: когда за одну ночь, в 1999-м или 2000-м, показатели Луганской области изменились на 50 млн (по тем временам это была достаточно солидная сумма). Росчерком пера «наверху» сняли с Луганска 50 млн и «приплюсовали» их другой области. Вся эта чехарда во многом зависела от личных симпатий или антипатий, и в 2001 году был принят Бюджетный кодекс, который определил правила одни для всех: сколько и как планировать доходов, планировать расходов.

 

Мое личное мнение: на сегодняшний день этот формульный подход достаточно, скажем так, адекватный. Проблема в одном: как всегда, денег не хватает. Когда это внедряли, исходили из того, что нужно стимулировать местные власти зарабатывать доходы. Выводится общая формула по росту доходов на следующий год. Скажем, грубо, 15%. Кто перевыполняет больше 15% – это твоя часть, которая у тебя остается и три года не учитывается при расчете доходов, т.е. не влияет на объем дотаций из государственного бюджета… (Далее последовала сага о том, какие маневры проводились вокруг этого, казалось бы, справедливого принципа. Центр – чтобы добиться, в конце концов, реальной информации о состоянии финансов на «территориях»; «территории» же изыскивали способы удержать за собой собственные доходы, но так, чтобы это не отразилось на размерах вспомоществований из госбюджета. Великолепный сюжет для авантюрного романа, на который, увы, площади «МГ» не рассчитаны. – М.Б.). …Минфин, на сегодняшний день, вышел на формулу, когда берется линия тренда за последние три года. Думаю, пока это самый разумный вариант при определении, скажем так, наиболее реальных показателей доходов на следующий год. Но при этом полностью утрачивается фактор стимулирования их наращивания территорией. Т.е. все, что ты в этом году собрал дополнительно к плану, тебе же попадает уже в обязаловку на следующий год. Что означает «минус» дотации (и, надо думать, продолжение «маневров». – М.Б.). И смысла в наращивании доходов на сегодня не остается никакого. Ну, если вы помните, у нас один из депутатов в прошлом созыве выскакивал практически через одну сессию: «Финотдел у нас – это бухгалтерия! Они абсолютно не занимаются доходами!» Ну, это все хорошо, но возникает вопрос: для чего территории вымывать оборотные средства у предприятий через налоги, оставляя деньги в государственном бюджете, – если эти же деньги можно забрать из государственного бюджета? Понятно, разумный человек примет второй вариант.

 

– То есть финуправление не влияет на повышение доходности бюджета области?

 

– Прямого влияния при нынешнем состоянии экономики нет. Повышение можно создать только через создание новых рабочих мест, через какие-то заказы – ну, то, чем, в принципе, сейчас занимается Владимир Пристюк с командой: это бизнес-форумы, привлечение инвестиций, увеличение выпуска продукции и, соответственно, заработной платы… «Дай миллион!»

 

– Перейдем к расходам…

 

– Каким образом формируются расходы. Отрасли бюджетной сферы, которые являются основными: облздрав, образование, соцзащита… Ну и так далее. Минфин, исходя из прогноза бюджета на следующий год, увеличивает расходы в соответствии с ожидаемым ростом доходов. Опять же, взяли суму, выделенную на текущий год, скажем, на здравоохранение, разделили на количество жителей Украины. Взяли каждую конкретную территорию, умножили на этот средний расход по Украине – получили сумму на здравоохранение. Умножили на число получателей, сложили по отраслям – получилась сумма расходов. Сравнили с доходами, и получается дотация выравнивания. Или изъятия. Всё. Госбюджет на этом свое планирование закончил.

 

– Но это же все – только прогноз… – Конечно, бюджет – это всегда прогноз. – А каков допустимый размер ошибки? Помню, при Кучме в одном году доходная часть бюджета была перевыполнена более чем на 10%. Это нормально? – Скажем так. За первое полугодие, против расчетных показателей, мы отработали с плюсом процентов примерно 20. Потому что при нынешнем качестве планирования я бы не взялся, на уровне макропоказателей, сказать, насколько точно вырастет фонд оплаты труда (от которого следует отсчитать подоходный налог – 75% доходов местных бюджетов). Те же инвестиции – сработают, не сработают? Опять же угольщики у нас… Ну, это вообще катастрофа! Повысят они минимальный тариф – не повысят? Выполнят план по добыче – не выполнят? В какой части пересчитают это все? Точно прогнозировать невозможно. Но по доходам у нас за все время только один год мы не выполнили: завышенной оказалась цифра Министерства финансов. Опять же, вы же знаете, в нашем государстве очень любят менять правила игры в течение финансового года. Спрогнозировать в начале года, что там поменяется в сентябре, какие письма придут из Киева, – просто-напросто нереально.

 

– Пойдем дальше. Как делятся доходы среди получателей бюджетных средств. Медики свое доказывают, соцзащита свои выкладки предлагает…

 

– Итак, мы получили цифру, теперь садимся и начинаем прикидывать, насколько реальна она по отношению к показателям территории. Здесь три варианта. Есть пессимистический сценарий, есть осторожный, и есть оптимистический. Оптимистическим прогнозом у нас страдала Брянка. Они сразу добавляют себе 10-15 млн в доходную часть; соответственно надувают расходную часть, а потом, когда они начинают недополучать, у них возникают проблемы. Когда мы говорим о Брянке, вопрос ведь не в том, что она депрессивная. Бывший мэр получал на все отрасли точно столько же денег, сколько и все остальные. И если, скажем, город Алчевск идет по тому варианту, что доходов он собирает 1200, а нормативных расходов у него на 1000, то у него изъятие в пользу государства. Брянка получает точно так же 1000, но собирает она не 1200, а, грубо говоря, 100. Разницу в 900 грн она получает из госбюджета в виде дотаций. Есть мэры, которые исходят из принципа «по одежке протягивай ножки». А такие, как Брянка, – они тупо пишут в планах 5 тысяч вместо одной. В реальности он получает свою тысячу (может, 1020 или 1030 – он все время перевыполнял расчетные показатели, но не выполнял утвержденные) – и начинается бой в колокола. Это, я так понимаю, была сознательная политика. Мэр говорил: «Я не сокращу ни одного рабочего места в бюджетной сфере, не закрою ни одного класса в школе. Все вы останетесь на своих местах, а я буду ездить заниматься в Киев, в область. Никуда они не денутся». Мы как-то поехали его урезонивать: «У вас школу на 900 мест посещает 47 учеников, а вы ее содержите как полноценную». О! Там такая буча поднялась! Вот по Кировску ничего не могу сказать плохого. Грамотный, разумный мэр, который оптимизирует бюджетную сеть, коечный фонд. Но реальность такова, что доходов ему не хватает, чтобы покрыть расходы. А Брянка сейчас поумнела, пытается наверстать то, что не делала 9 лет. Оно понятно: зачем же содержать три убитых здания, если можно одно отремонтированное. Романтика профессии – Как мы распределяем расходы? Сначала берем защищенные статьи: зарплата, энергоносители… Есть фактическое потребление за предыдущий год, есть прогнозная цена на следующий (хоть она не всегда совпадает с реальной; на этот год прогнозировали повышение цены на газ на 10,8%, а она уже с 1 июля повысилась на 18%). Питание и медикаменты – точно так же. Удобство для бюджета области в том, что сеть учреждений, финансируемых областью, не числится за какой-то территорией, а обслуживает всех жителей области. Потому при распределении средств меньше местничества. Должен сказать, что депутатский корпус – как правило – сколько лет уже с пониманием к этому делу относится

 

 

. – Ну, депутатский корпус у нас практически однопартийный…

 

– Нет, я вам должен сказать, я безмерно благодарен всем, что ни при синих, ни при оранжевых бюджет никогда не становился предметом политических разборок. Все понимали, что политические дебаты – это одно, а зарплату народу платить надо. – Помнится, при «раннем» Кучме один из его губернаторов попытался получить заем на миллиардную сумму. Сегодня местные власти вольны в подобных заимствованиях? – Да, были скандалы и по Житомиру, и по Одессе (там выпустили коммунальный заем на 90 млн – по тем временам бешеная сумма). Кредит взяли, половину украли, госбюджет за них рассчитывался. После чего внесли изменения в Бюджетный кодекс: «за бугром» могут занимать только города с населением не менее 800 тысяч человек.

 

– То есть Луганск не может себе этого позволить?

 

– Не мог. В прошлом году внесли изменения в Бюджетный кодекс: 500 тысяч. Точнее, прямые займы в виде денежных средств могут брать все города, а облигации выпускать только те, где население более полумиллиона. Что касается областных и районных бюджетов, им сегодня как таковые кредиты запрещено брать по закону. Тем более не могут брать взаймы бюджетные учреждения. – Может, все-таки нужно позволить брать взаймы – для наполнения бюджета? – Нет проблем с наполнением областного бюджета! За полугодие он перевыполнен на 10% с плюсом 33,547 млн. Сейчас на сессии, которая будет, будем распределять дополнительные доходы. По областному бюджету защищенные статьи, слава Богу, составляют 57%. Не в пример городам и районам. Вот в той же Брянке – там у него 94%: зарплата, питание, медикаменты и энергоносители.

 

– Хорошо, а 43% куда идут?

– На содержание учреждений, на мероприятия и на стройки и ремонты. Областной бюджет – три с половиной миллиарда, где-то. Но «бюджет развития» – настолько эфемерное понятие... До прошлого года капитальные ремонты, приобретение оборудования развитием не считалось. С 2011 года поменяли правила, и теперь все, что раньше было в общем фонде, т.е. все капитальные расходы перешли в бюджет развития. И он у нас вырос в разы. Реально оставаясь таким же, каким он был. Просто раньше капитальный ремонт не считался развитием, потому что восстанавливалась всего лишь первоначальная стоимость основных фондов. Это развитие? Что бы мы ни строили сегодня, что бы ни ремонтировали, эти расходы будут считаться бюджетом развития. Крышу отремонтировали – развитие. Канализацию заменили – тоже развитие.

 

– Вам известны случаи, когда кто-нибудь отказывался от субвенций? Например, если нет представления о том, как правильно освоить ту или иную суму.

 

– Нет. Вообще субвенция – это не местечковое решение. Бюджет принимается как Закон, кто же рискнет не подчиниться Закону. К тому же это Кабмин перераспределяет по факту. Они ежемесячно анализируют расходы субвенций и поквартально их перераспределяют. Это в части тех субвенций, которые касаются социальной защиты населения: субсидии на энергоносители, помощи семьям с детьми и т.п. По субвенциям капитального характера я не знаю случаев, когда кто-то бы от таких субвенций отказывался...

 

– Юрий Иванович, вы с детства мечтали стать финансистом?

 

– Да нет, как все – кто-то посоветовал… – Но с течением времени романтику профессии ощутили? – Ну, конечно, романтика. Когда тебе рассказывают, что через 10 дней сессия, но депутатам нужна неделя, чтобы обсудить в комиссиях, потому вот тебе три дня, чтобы сформировать бюджет, – да, это романтика. И тут весь народ сидит, «романтится»… Помню, в 2010 году тут двое суток народ на скамейках спал – это романтика! Ну, какая романтика? Безумно благодарен судьбе за то, что эта отрасль как раз зарегламентирована «от» и «до». Выписаны все процедуры и все правила, по которым ты должен работать. Я думаю, что в деньгах романтики быть не может. И не должно быть. Должен быть трезвый расчет, взвешенный подход и жесткий контроль.Михаил БУБЛИК, «МГ»







Другие новости по теме:









 


Погода в Луганске

днем
дождь
пасмурно +22 °C
751 мм
С-В, 4 м/с

утром
дождь
облачно +21 °C
749 мм
С-В, 3 м/с

Курсы валют
31 Июля
100 USD 2591.5589 грн.
100 EUR 3039.6394 грн.
100 GBP 3393.6667 грн.
10 RUB 4.3524 грн.

Ценные металлы
31 Июля
10 XAU 326432.76 грн.
10 XAG 4291.62 грн.
10 XPT 241274.13 грн.
10 XPD 227798.03 грн.

Закладки

Гороскоп
Загрузка гороскопа...

Популярные статьи

Новости на EMail

Другое

Главная страница  |  Новости Луганска  |  Новости Украины  |  Другие новости  |  Наши партнеры  |  Контакты
© TopMedia, 2010—2024. При полном или частичном воспроизведении ссылка на topmedia.com.ua обязательна (для интернет-ресурсов гиперссылка).