Новости

Новости
партнёров


Рекомендуемое



Крах пенсионной системы ждет Украину

15 Ноября 2010 08:44 | Экономика Добавить закладку во ВКонтакте Добавить закладку в Facebook Добавить запись в ЖЖ Добавить закладку в Google Добавить статус в Twitter Поделиться в Моём Мире A- A A+

Всеобщая забастовка во Франции, многотысячные демонстрации в Италии, уличные беспорядки в Греции — при внешней несхожести все эти события имеют общие корни. Первопричина протестов — пенсионная реформа, точнее, увеличение срока выхода на пенсию.

 


  Французы поставлены перед фактом повышения пенсионного возраста на два года; в Италии он будет постепенно — с 2015 до 2050-го — увеличен на три года; греки смогут уйти на пенсию не в 60 лет, а только в 65; пенсии по возрасту в Греции уменьшаются примерно на 7%. 

Аналогичные реформы — с увеличением трудового стажа и ограничением пенсионных выплат — за последние 20 лет провели практически все развитые страны. Если в 1945–1970 гг. (на которые пришелся расцвет солидарного страхования) доходы пенсионеров росли, а средний пенсионный возраст в странах ОЭСР сократился с 66 до 62 лет, то в последние полтора два десятилетия процесс пошел вспять. К примеру, сейчас в большинстве стран Евросоюза работники выходят на пенсию в 65–67 лет, официально утвержденный Брюсселем новый ориентир пенсионного возраста для государств ЕС — 70 лет. 


Украина, в которой мужчины выходят на пенсию в 60, а женщины — в 55 лет, неизбежно присоединится к европейскому тренду в ближайшие 2–3 года. Но от краха отечественную пенсионную систему это не спасет. 

Солидарная безответственность 


Наиболее вероятный первый шаг нашей пенсионной реформы, уже согласованный с МВФ, — повышение в 2011 году пенсионного возраста для женщин до «мужских» 60-ти — на протяжении пяти лет позволит экономить в среднем до 4 млрд грн в год. Еще одна мера, обсуждаемая в правительстве, — ограничение максимального размера пенсионных выплат 10–12 минимальными пенсиями.

 

Определенная логика в этом есть: если во времена СССР самая большая пенсия превышала минимальную примерно в 8 раз, то сейчас — в 60–80. Правда, эффект от этого будет скорее популистским, чем финансовым: таких пенсионеров немного, и введение «потолка» в 7–8 тыс. грн, по данным ПФ, сэкономит фонду лишь 6–7 млн грн в год — ничтожно малую сумму по сравнению с нынешним дефицитом в 60 млрд грн. 


Впрочем, у государства есть возможности направить в ПФ куда более существенные суммы. К примеру, отмена ограничения по максимальному платежу в ПФ (сегодня отчисления платятся с суммы, не превышающей 15 прожиточных минимумов), по данным Счетной палаты, может дать Пенсионному фонду около 6 млрд грн ежегодно. Кроме того, в самом фонде подсчитали, что уплата полноразмерных взносов по ставке 35,2% с доходов физлиц-предпринимателей дополнительно даст 5,3 млрд грн в год; отмена льгот для инвалидов может принести еще 2,1 млрд грн; пенсионные платежи упрощенцев — около 1,5 млрд грн. 


По отдельности каждый из дополнительных источников проблем фонда не решает, но все вместе они дают почти 20 млрд грн ежегодно, пишут контракты. Конечно, реальный эффект будет в 1,5–2 раза меньше, чем рассчитывают в ПФ или Счетной палате: многие предприниматели­частники уйдут в тень из-за сложностей с ведением отчетности, большинству обладателей высоких зарплат заменят их бонусами, а упрощенцы станут выплачивать зарплату в конвертах. Но даже 10–15 млрд грн вполне могут свести к нулю дефицит ПФ за считанные годы, причем без всякой финансовой помощи из госбюджета. Правда, такая идиллия будет продолжаться недолго. 


В 2010–2016 гг. пенсионного возраста достигнет послевоенное поколение беби-бумеров, и расходы ПФ будут увеличиваться в геометрической прогрессии — даже при условии роста пенсий всего на 4% в год. По расчетам Национального института стратегических исследований, с 2011 по 2016 год пенсионные выплаты вырастут примерно на 20 млрд грн; с 2016 по 2021-й — почти на 50 млрд грн; с 2021 по 2026-й — на 75 млрд грн; с 2026 по 2031-й — почти на 100 млрд грн, достигнув 400 млрд грн в год. 


Почти троекратный рост пенсионных расходов — неподъемная ноша для украинской экономики. Простой пример: для того чтобы сохранить хотя бы нынешнее положение дел — с финансированием из бюджета почти 40% пенсионных расходов и выплатой большинству пенсионеров пенсий, не дотягивающих даже до прожиточного минимума, — отечественная экономика ежегодно должна расти на 8–10%. 

Демографический крест 


Проблемы украинской пенсионной системы принципиально ничем не отличаются от проблем, с которыми столкнулись Франция, Германия, Греция, Италия или США. Все эти страны строили солидарную систему пенсионного страхования — систему «бисмарковского» типа, впервые введенную в Германии в 1889 году. Главная особенность этой системы в том, что работающие оплачивают старость пенсионерам. Но работать такая система может только при условии роста населения. 
Появление солидарного страхования в большинстве развитых стран (конец XIX — начало XX века) совпало с первой и второй стадиями демографического перехода — периодом, когда смертность падала, рождаемость росла, а работающее население значительно превышало число пенсионеров. Ставки пенсионных сборов были крайне низки — к примеру, в США при введении солидарной системы в 1935 году пенсионные платежи составляли лишь 3% зарплаты. В таком виде солидарное страхование процветало примерно до конца 1960-х, когда стало ясно, что демографический взрыв остался позади, а население будет только стареть. Интересно, что, по мнению одного из авторов теории демографического перехода Френка Ноутстейна, одной из причин падения рождаемости стала как раз система пенсионного страхования: люди перестали быть кровно заинтересованы в наличии большого количества потомков, помогающих в старости. 


На родине солидарной системы, в Германии, в 1900 году граждане в возрасте старше 65 лет составляли лишь 4% населения. В 1930-м число пожилых людей выросло до 5,39%, в 1950-м — до 10,5%, в 2000м пенсионеры составляли уже 16,3% населения, а в 2010-м — четвертую часть всего населения. Сейчас на одного немецкого пенсионера приходится чуть меньше двух работающих. Для сравнения: в нашей стране это соотношение уже примерно 1 к 1,14. А в 2025 году, по прогнозу ООН, число получающих пенсию и уплачивающих пенсионные взносы украинцев сравняется. 


Германия уже десять лет последовательно реформирует пенсионное страхование: ограничивая размер пенсий по возрасту, повышая пенсионный возраст (последний раз — в 2007 году) и всячески стимулируя переход к персональному накоплению средств на старость. В Украине над всем этим пока только размышляют. 

Печальные перспективы 
По большому счету шанс относительно безболезненного реформирования отечественной пенсионной системы был упущен в начале десятилетия, когда на одного пенсионера приходилось двое работающих, а пенсионные выплаты не превышали 8–9% ВВП. 


Как бы это цинично ни звучало, но последние 10–15 лет украинская система пенсионного страхования жила не по средствам: рост пенсий опережал и рост ВВП, и рост зарплат. Пенсии стабильно повышались перед каждыми выборами, после чего прорехи ПФ латались за счет бюджетного финансирования. В итоге к 2010 году пенсионные выплаты в Украине выросли до 18% ВВП — максимальный показатель в Европе. В таком режиме система может просуществовать еще пять-десять лет, после придется повышать отчисления в ПФ, снижать пенсии или объявлять ПФ банкротом. 


Эксперты Аналитико-совещательного центра Голубой ленты ПРООН/ЕС по заказу Минтруда подсчитали, что при сохранении нынешней ставки сбора в ПФ к 2025 году средняя пенсия уменьшится с нынешних 40–42% средней зарплаты до 35%. Еще один вариант подразумевает сохранение нынешней пропорции пенсии и средней зарплаты за счет повышения страховых взносов. В этом случае отчисления в ПФ вырастут с 35% фонда оплаты труда до 40% в 2025-м и до 50% в 2050 году. 


В первом случае за чертой бедности окажется 99% пенсионеров. Во втором — на грань выживания будет поставлено практически все трудоспособное население, поскольку с учетом подоходного налога и отчислений в соцфонды суммарное налогообложение зарплат превысит 70% и будет неуклонно расти. Кстати, оба варианта предполагают ежегодный рост государственных дотаций Пенсионному фонду, расходы которого к 2031 году увеличатся как минимум до 400 млрд грн в год, что соответствует примерно половине всего нынешнего ВВП Украины.

 

Источник http://ibud.ua/







Другие новости по теме:









 


Погода в Луганске

днем
дождь
пасмурно +22 °C
751 мм
С-В, 4 м/с

утром
дождь
облачно +21 °C
749 мм
С-В, 3 м/с

Курсы валют
31 Июля
100 USD 2591.5589 грн.
100 EUR 3039.6394 грн.
100 GBP 3393.6667 грн.
10 RUB 4.3524 грн.

Ценные металлы
31 Июля
10 XAU 326432.76 грн.
10 XAG 4291.62 грн.
10 XPT 241274.13 грн.
10 XPD 227798.03 грн.

Закладки

Гороскоп
Загрузка гороскопа...

Популярные статьи

Новости на EMail

Другое

Главная страница  |  Новости Луганска  |  Новости Украины  |  Другие новости  |  Наши партнеры  |  Контакты
© TopMedia, 2010—2024. При полном или частичном воспроизведении ссылка на topmedia.com.ua обязательна (для интернет-ресурсов гиперссылка).