Новости

Новости
партнёров


Рекомендуемое



Президент Украины станет главным "разводящим"

25 Января 2011 15:35 | Политика Добавить закладку во ВКонтакте Добавить закладку в Facebook Добавить запись в ЖЖ Добавить закладку в Google Добавить статус в Twitter Поделиться в Моём Мире A- A A+

Указом Президента Украины "Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти" в конце 2010 г. власть начала кардинальную административную реформу. В результате ее проведения госаппарат во всех структурах сократят на 20-30%, это даст возможность повысить зарплаты чиновникам. Однако это не основная цель админреформы.

 

В январе продолжились кадровые перестановки на "вторичном" уровне - например, заместителей министров. По словам Президента Виктора Януковича, все эти изменения - лишь первый этап "большой" админреформы. Так, еще в декабре был подготовлен проект нового закона о государственной службе и изменения в закон о Кабмине Украины. Портал "Политика и деньги" выяснял "подковерные" нюансы грядущих перемен и то, какой эффект перетряхивание Кабмина и госструктур даст обычным людям: уменьшится ли количество справок, сроки получения документов, будут ли ликвидированы поборы посреднических структур, и кто именно усилит свое влияние в ходе проведения затеянной реформы.

 

Новое сословие

В Украине формируется новое сословие - государственных служащих. После завершения админреформы быть чиновником не только станет престижно, а и крайне прибыльно. Причем "прибыльно" на абсолютно законных основаниях.

 

В настоящее время президентский указ привел к урезанию структуры Кабмина, где осталось 16 из 20 министерств, а вице-премьеры теперь совмещают свои посты с руководством каким-либо министерством. Сокращается и штат оставшихся "министерий" - примерно на 1/3. В целом теперь будет 6 типов центральных органов исполнительной власти: кроме министерств, это службы, инспекции, агентства, независимые регуляторы и органы со специальным статусом. Новый состав неминистерских органов - 28 служб, 12 агентств и 7 инспекций.

 

Чиновники, сохранившие свои посты, могут не бояться за развитие своей карьеры. Во властной верхушке останутся наиболее приближенные к Януковичу лица, продемонстрировавшие свою эффективную работу. Мало того, таким чиновникам светит повышение заработной платы за счет ушедших коллег.

 

Копия России

Эксперты обращают внимание на сходство нынешней реформы с аналогичными переменами в России, произошедшими 10 лет назад. Тогда в РФ тоже сокращалось общее число министерств и других центральных исполнительных органов. Сходство проявляется даже в названиях - например, в федеральном правительстве также было создано министерство экономического развития и торговли, констатирует председатель правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко.

 

Кроме того, Кремль тогда тоже проводил укрупнение структур исполнительной власти. Что ж, равнение Киева на "большого брата" все больше, в том числе и по форме. Однако большинство экспертов - включая и российских - сходится на том, что реформа Москве тогда не удалась, результатом чего стал ряд "возвратных" действий, включая разукрупнение министерств.

 

Что касается целей и задач админреформы, они состоят, конечно, не в повышении престижа власти. Общая цель реформы - централизация и концентрация управляемости власти в одних руках. Это как раз вписывается в политику В. Януковича по монополизации экономики и политики страны. Неудивительно, что даже те слабые позиции, которые были в исполнительной власти у союзников Партии регионов (ПР) по коалиции в Верховной Раде, в результате админреформы ослабли.

 

Так, бывший глава Минэкономики Василий Цушко пришел в Кабмин по квоте Компартии. Впрочем, для Цушко нашлось другое немаловажное место - председателя Антимонопольного комитета (АМКУ). В последние годы глава этой структуры в отечественной политсистеме был своего рода "цербером" - зачинателем и ключевым проводником атак провластного лобби на привлекательные активы в самых разных бизнес-сферах.

 

Другой "исключенец" - Юрий Ященко, руководивший Минуглепромом и бывший замом министра еще в Кабмине Юлии Тимошенко. Что уже само по себе, по меркам "регионалов", большой минус: наблюдатели замечают, что после назначения премьером Николая Азарова "полетели головы" не только замминистров и глав подразделений министерств, но и управленцев рангом пониже, вплоть до дочерних структур и их отделений в регионах. А админреформа, в общем-то, уже вторая волна кадровых решений.

 

Далее экс-министр транспорта Константин Ефименко, по информации Киевского центра политических исследований и конфликтологии (КЦПИК), представлял во власти интересы не только Владимира Литвина, но и одного из спонсоров ПР Василия Хмельницкого. Эксперты уверены, что в целом админреформа среди всего прочего призвана укрепить позиции главных "бело-голубых" центров влияния, связанных с именами первого вице-премьера Андрея Клюева и главы президентской администрации (АП) Сергея Левочкина. Из не-членов ПР в новом составе кабинета остались только Сергей Тигипко (ныне вице-премьер и министр социальной политики) и "помаранчевый ренегат" Виктор Балога (глава МЧС).

 

При этом Тигипко, отмечает директор КЦПИК Михаил Погребинский, призван сыграть роль "громоотвода" в ходе непопулярных реформ-2011 и уже известен своими непопулярными высказываниями по той же пенсионной реформе, которую предлагал не обсуждать с народом. А уж такие назначения, как донецкого банкира Сергея Арбузова главой Нацбанка, и эксперты, и большинство банкиров считают просто-таки одиозными.

 

До уровня Януковича еще не доросли

В Институте практической политики добавляют: кроме централизации власти, у Януковича есть еще, по крайней мере, несколько причин проводить админреформу. Во-первых, говорит директор Института Богдан Бабич, "Виктор Федорович уже получил в этой жизни все, о чем может мечтать простой смертный. В марте-2010 он все-таки выиграл свои "выборы-2004" и доказал всем - а в первую очередь себе - что может быть главой государства. Теперь его мотивация переместилась из области обеспечения интересов (политических, корпоративных и пр.) в сферы "ментальные".

 

Если вспомнить известную теорию иерархии потребностей Абрахама Маслоу, то Янукович сейчас на стадии самовыражения, он явно хочет войти в историю как Президент, при котором Украина станет более сильным государством и с ней, равно как и с Президентом Януковичем, будут считаться в мире. Но его еще ждет бег с препятствиями - бюрократический балласт, олигархи, плюс стая партийных товарищей, которые "не доросли" до потребностей своего шефа. Многие из них застряли на нижних ступенях, остались на уровне "дай". Вот этим персонажам Янукович и хочет сделать "чистку". Минимизировать зависимость от ПР и/или союзников при кадровых назначениях, и от олигархического "дружеского похлопывания по плечу", от чрезмерной опеки со стороны".

 

Во-вторых, оптимизация бюрократического аппарата нужна для повышения управляемости системы, в т.ч. путем снижения уровня конкуренции между основными кланами. Отсюда и дальнейшее сосредоточение управления страной в одних руках. Но концентрация полномочий - это и концентрация ответственности, продолжает Б. Бабич: теперь за каждого нерадивого чиновника Янукович, по сути, отвечает персонально. На начальном этапе обновления политсистемы такое авторитарное администрирование может быть необходимо, но потом все же придется делиться полномочиями с парламентом и Кабмином (в процессе конституционной реформы).

 

Действительно, что касается перераспределения влияния меж основными околовластными "центрами силы", то налицо не только ослабление вторичных игроков, но и процесс, по-своему обратный - демонополизация контроля и функций между ведущими лицами. Достаточно посмотреть на распределение полномочий в новой структуре Кабмина, говорят специалисты. Скажем, если вице-премьер А. Клюев имеет коммерческие интересы в энергетике и курирует ее в Кабмине, то ценообразование и тарифная политика находятся под контролем вице-премьера Бориса Колесникова, имеющего конкурентные отношения с Клюевым. "Почему-то это ускользнуло от многих аналитиков, - говорит Б. Бабич. - И на таком фоне назначение В. Цушко главой АМКУ - знаково, т.к. эта фигура на такой позиции может как никогда стать "карающим мечом" для олигархов".

 

Итак, президент создает свою систему сдерживания и противовесов, оставляя себе место главного "разводящего". По экспертным оценкам, это очень похоже на стиль правления Леонида Кучмы. Да, акцентируют специалисты, Левочкин стал самостоятельной фигурой, во многом определяющей распорядок дня президента, а Клюев сконцентрировал в своих руках контроль над исполнительной вертикалью. Но последняя точка в решениях принадлежит Януковичу лично. Что же касается сходства с кучмовским периодом, то в министерства возвращаются давно забытые госсекретари, и это подается как европейская практика разделения политических и административных функций.

 

По оценке главы Международного центра перспективных исследований Веры Нанивской, "в 2001 г. институт госсекретарей уже вводился, в 2002 г. от этого отказались. Но механизм был разработан очень качественный. У нынешней же власти просто фантастические возможности для эффективной реформы. С другой стороны, непонятно, как советский - де-факто - госаппарат будет в целом превращен в администрацию европейского типа, иными словами, как произойдет эволюция из рыбы в жабу".

 

Что будет дальше?

Так или иначе, эта реформа, как и любая другая, прежде всего, ложится на плечи налогоплательщиков. Как новая власть относится к некрупному бизнесу, мы уже увидели по разгону предпринимательского "Майдана". А ведь малое предпринимательство - важнейший поставщик налогов. И именно на его плечи ляжет значительная часть расходов на управленческое обновление, которые, по экспертным оценкам, составляют не менее 400 млн грн. только на первом этапе. Экономия от идущего сокращения 138 тыс. госслужащих и оптимизации управленческой структуры должна составить около 1 млрд. грн. - но, понятное дело, эти средства не пойдут ни на улучшение жизни населения, ни на поддержку малого бизнеса.

 

На втором этапе админреформы предполагается оптимизировать Администрацию Президента (АП) и органы власти на местах, и это будет происходить в течение всего 2011 г. Кстати, замена местного аппарата вплоть до районных госадминистраций началась уже в конце прошлого года. В целом же это все можно воспринимать в свете объявленного еще весной 2010 г. курса на "модернизацию" страны, что предполагает конституционную, аграрную, энергетическую и другие крупные реформы. Причем на этот раз до парламентских выборов, предстоящих в следующем году, надо не просто провести выгодные перемены, но и продемонстрировать хоть какие-то их позитивные итоги. Скажем, реальное упрощение некоторых бюрократических процедур, пару антикоррупционных "разоблачений", снятие (все-таки) непопулярных фигур вроде Тигипко, да и самого Азарова.

 

Пока же из указа Президента об оптимизации административной вертикали следует то, что к началу февраля І этап реструктуризации должен быть закончен, все назначения сделаны - вплоть до начальников с заместителями в департаментах министерств. И, отмечает Б.Бабич, в феврале власть, наконец, полноценно запустит проект "модернизация". А чтобы этот месседж не отторгался обществом (как сейчас, по данным соцопросов, происходит с админреформой), и Кабмин пользовался доверием, в него снова придут новые лица. Вплоть до замены премьера, а также, к примеру, главы СБУ Валерия Хорошковского, резюмируют аналитики.

 

Источник: Финансовая Защита







Другие новости по теме:









 


Погода в Луганске

днем
дождь
пасмурно +22 °C
751 мм
С-В, 4 м/с

утром
дождь
облачно +21 °C
749 мм
С-В, 3 м/с

Курсы валют
31 Июля
100 USD 2591.5589 грн.
100 EUR 3039.6394 грн.
100 GBP 3393.6667 грн.
10 RUB 4.3524 грн.

Ценные металлы
31 Июля
10 XAU 326432.76 грн.
10 XAG 4291.62 грн.
10 XPT 241274.13 грн.
10 XPD 227798.03 грн.

Закладки

Гороскоп
Загрузка гороскопа...

Популярные статьи

Новости на EMail

Другое

Главная страница  |  Новости Луганска  |  Новости Украины  |  Другие новости  |  Наши партнеры  |  Контакты
© TopMedia, 2010—2024. При полном или частичном воспроизведении ссылка на topmedia.com.ua обязательна (для интернет-ресурсов гиперссылка).