Новости

Новости
партнёров


Рекомендуемое



Вышла экранизация культового романа Виктора Пелевина "Генерация П"

23 Апреля 2011 15:53 | Культура Добавить закладку во ВКонтакте Добавить закладку в Facebook Добавить запись в ЖЖ Добавить закладку в Google Добавить статус в Twitter Поделиться в Моём Мире A- A A+

В 1999 г. вышел роман Виктор Пелевина «Generation П». Он был посвящен «Памяти среднего класса» и подводил итоги прошедшего десятилетия, когда деньги успешно делались из воздуха, до тех пор, пока дефолт 1998-го (больно тряхнувший и Украину) не подвел черту под виртуальной экономикой и ее виртуальным средним классом. Для того, чтобы лучше раскрыть суть особенностей постсоветского капитализма (да-да, именно так) Пелевин избрал местом действия мир рекламы, как самого утонченного из ремесел по добыванию денег из воздуха. И у него это получилось. Автор метафизических притч с буддистским привкусом и постмодернистским орнаментом из цитат и имен, Пелевин неожиданно оказался главным социальным писателем современности. А его герой криэйтор Вавилен Татарский стал близким целому поколению интеллигентных молодых людей, которые окончили вузы с перспективой стать дипломированными безработными и быстро переквалифицировались в торговцы воздухом. Ушли в рекламу, пиар…

 

Прошло целое десятилетие. Мы пережили еще один экономический кризис, в очередной раз похоронивший не приживающуюся восточнее бывшей «границы на замке» хрупкую мимозу среднего класса, суть экономики мало поменялась, хотя, конечно фантасмогоричность 90-х ушла, нет, не в прошлое, скорее в тень. Готовая, при случае, вернуться.

 

И вот по прошествии этого десятилетия на экраны вышел фильм «Generation П» режиссера Виктора Гинзбурга.

 

Сам Виктор Пелевин в свое время признал свой роман в принципе не экранизируемым. Фанаты романа, который является для новой генерации интеллигенции не меньшим культом, чем «Капитал» для поколения Ульянова-Ленина, с нетерпением ждали выхода фильма, впрочем, многие из них оказались разочарованы, еще увидев трейлер в Интернете, отпугнула «попсовость».

 

Режиссер Виктор Гинзбург оказался перед очень сложной задачей – экранизировать роман, культовый для интеллектуалов, которые, однако, по своей численности не могут обеспечивать достаточную кассу при посещении кинотеатров. Ублажить интеллектуалов и поставить крест на прокатной истории картины? Максимально упростить сюжет и получить бойкот со стороны фанатов (а именно в их числе журналисты, рецензенты и прочая братия, формирующая мнение)? Хрен редьки не слаще. Выход был найден оптимальный: при очень корректном обращении с текстом и идеями Пелевина (даже ключевая для понимания сюжета теория вау-факторов, диктуемая Татарскому духом Че Гевары во время спиритического сеанса нашла свое блестящее отражение на экране – 11 страниц текста превратились в изящный видеоклип), ставка была сделана на эксцентрику и привлечение известных медийных и киношных персонажей. Перечень актеров – Михаил Ефремов, Иван Охлобыстин, Олег Тактаров, Рената Литвинова, телеведущий Александр Гордон, рок-музыкант Сергей Шнуров, в небольших ролях\камео появились тележурналисты Леонид Парфенов, Марианна Максимовская, редактор российского «Коммерсанта» Андрей Васильев, покойный шоумен Роман Трахтенберг. 

 

Особняком стоит исполнитель главной роли Владимир Епифанцев, его физиономия мелькала в проходных российский боевиках и комедия, например, он играл в «Антикиллере-2» или провальном «Мама, не горюй-2». Но это для заработка, а «для души» Епифанцев был известен как скандалист и ниспровергатель устоев, и, прежде всего в отношении рекламы. Хитом рунета стал в свое время ролик-пародия на рекламу порошка «Тайд» - где вместо знакомой альтернативы «Тайд или кипячение» героем-маньяком предлагается «Тайд или отрубание головы». Также Епифанцев известен как автор авангардных театральных постановок, например «Анна Каренина-2», сиквел толстовского сюжета, где Каренина выживает после попадания под поезд, но остается инвалидом. Так что выбор режиссера был не случайным, и надо сказать, вполне оправданным.

 

Коротко о сюжете для нечитавших романа (автор рецензии настоятельно рекомендует исправить это упущение) – молодой парень Вавилен Татарский, имя которого происходит от «Василий Аксенов» и «В.И.Ленин», оказавшись в начале лихих 90-х у разбитого корыта, торгует сигаретами в ларьке чеченца Гуссейна и по рукам покупателей, которые просовывают в окошко купюры, учится определять на сколько можно обсчитать клиента. Это умение пригодилось ему, когда он встретил старого приятеля Морковина, промышляющего в рекламном бизнесе. Татарский безошибочно научился вычислять затаенные амбиции клиента и «разводить» его на деньги. Так он стал криэйтором – автором концепций рекламных роликов. Татарский поднимается все выше по ступеням нового мира, который раскрывается перед ним скрытые доселе пружины функционирования рекламного рынка. Для преодоления когнитивного диссонанса и в поисках новых идей, он обильно принимает психоделики – от мухоморов до ЛСД. Но в его наркотических видениях ему начинают приходить подсказки, ключи к тому, как на самом деле устроен мир, в котором он живет. Венцом карьеры Татарского становится работа на медиамагната Азадовского, на студии которого рисуют телевизионную картинку «политической жизни», по которой живет страна. Здесь Татарский и находит ответы на все «проклятые русские вопросы».

 

Критика часто ставит в претензию фильму чрезмерную легковесность и ставку на то, что может зацепить вкус невзыскательного зрителя – наркотики, обилие мата и т.д. В этом упреке есть большая доля несправедливости. Действительно, в фильме имеются моменты, направленные на чистое незамысловатое веселье, вроде Татарского, скачущего по лесам, после поедания мухоморов. Но есть и жесткий циничный стеб над всем на свете в псевдорекламных роликах (кстати, проделана огромная работа по экранизации, описанных у Пелевина рекламных концепций), заставляющий задуматься о грандиозном механизме рекламного надувательства. Есть ироничные размышления о виртуальности мира политики, едва ли не объясняющие текущий политический процесс из выпуска новостей. Фильм оказался, хоть и не столь многослойным, как литературный первоисточник, но и одномерным его назвать трудно. На мой взгляд, у режиссера Гинзбурга получился веселый звездный капустник, не утративший глубины пелевинских идей. Чтобы разглядеть их, достаточно немного напрячь извилины, что очень многие отвыкли делать в кинотеатрах за чередой бессмысленных «позитивных» комедий и напичканных спецэффектами боевиков.

 

Константин Скоркин, специально для "Восточного варианта"







Другие новости по теме:









 


Погода в Луганске

днем
дождь
пасмурно +22 °C
751 мм
С-В, 4 м/с

утром
дождь
облачно +21 °C
749 мм
С-В, 3 м/с

Курсы валют
31 Июля
100 USD 2591.5589 грн.
100 EUR 3039.6394 грн.
100 GBP 3393.6667 грн.
10 RUB 4.3524 грн.

Ценные металлы
31 Июля
10 XAU 326432.76 грн.
10 XAG 4291.62 грн.
10 XPT 241274.13 грн.
10 XPD 227798.03 грн.

Закладки

Гороскоп
Загрузка гороскопа...

Популярные статьи

Новости на EMail

Другое

Главная страница  |  Новости Луганска  |  Новости Украины  |  Другие новости  |  Наши партнеры  |  Контакты
© TopMedia, 2010—2024. При полном или частичном воспроизведении ссылка на topmedia.com.ua обязательна (для интернет-ресурсов гиперссылка).