Новости

Новости
партнёров


Рекомендуемое



Реформы в Украине как инструмент ремонта системы

12 Июля 2011 10:26 | Политика | Источник: Украинская правда Добавить закладку во ВКонтакте Добавить закладку в Facebook Добавить запись в ЖЖ Добавить закладку в Google Добавить статус в Twitter Поделиться в Моём Мире A- A A+

Несмотря на все заверения властной элиты о тотальном настрое на реформы, задача-максимум для правящей власти — оставить государство дееспособным и не сделать непоправимых ошибок, которые привели к потере суверенитета государства.

 

Сегодняшние «реформы» просто ремонтируют существующую малоэффективную систему и консервируют ситуацию в политике. Необходимо подождать хотя бы еще 5-7 лет, что неприватизированные общественные ресурсы наконец найдут своих владельцев, и крупный бизнес увидит, как его интересы стремительно расходятся с интересами коррумпированной номенклатуры. Тогда у страны появится шанс на системные изменения.

 

Очевидной целью всех реформ должно стать более высокое качество жизни граждан. С точки зрения всего мира, по большому количеству показателей, описывающих это качество жизни, Украина находится "в самом хвосте". В Украине не худшие в мире показатели с точки зрения преступности или образованности. Однако, имеется одна из худших ситуаций в сфере государственного управления, коррупции и демократии. Украина занимает четвертое место в рейтинге худших экономик мира по версии журнала «Форбс», 134 место из 178 по уровню коррумпированности по оценке «Трансперенси Интернешнл», 145 место по рейтингу Всемирного банка по легкости ведения бизнеса.

 

В рейтинге «Фридом Хауз», измеряющий демократичность политического режима, Украина упала до уровня «частично свободных» стран. Поэтому реформы или модернизация страны очевидно нужны. Тандем крупного бизнеса и номенклатуры буксуют реформы. Однако, закон политической жизни заключается в том, что в политике происходит не то, что нужно стране, а то, что соответствует доминирующим в политической системе интересам. К сожалению, сегодняшняя государство сложилась под доминирующим влиянием интересов двух очень узких общественных слоев — крупного бизнеса (олигархии) и партийно-бюрократической номенклатуры — в условиях пассивности большинства общества. И пока интересы именно этих двух групп государство и обслуживает.

 

В период первоначального накопления капитала и построения рыночной экономики, когда большинство экономических активов должна перейти из государственных в частные руки, интересы этих двух групп очень четко совпали и заключались в том, чтобы эта приватизация проходила непрозрачным способом. Крупный бизнес получал такие объекты за бесценок, а представители номенклатуры при этом имели возможность монетизировать свой властный ресурс. Такая модель взаимодействия потребовала от политической системы следующих характеристик: непрозрачного регулирования прав собственности, парламента, закрытого для воздействия других социальных групп, политизированных судопроизводства и правоохранительной системы, распространение коррупции.

 

Именно при такой системе номенклатура могла надолго сохраниться при власти и получать от нее доходы, а представители крупного бизнеса — со сравнительно малыми затратами на коррупцию, подкуп судов и политиков получать очень большие прибыли. Именно потому, что тандем двух групп еще не разрушено, и их интересы еще совпадают, украинское общество не может двигаться вперед и любые реформы, о которых ведется речь, буксуют. Ведь на самом деле нет других значимых общественных сил, которые готовы системно инвестировать свое время и усилия в политику, и требовать от политиков реализации собственных интересов. Содержание нынешних реформ — косметический ремонт Содержанием того, что сегодня называют словом «реформы» является лишь необходимый ремонт тех функциональных систем государства, которые вышли из строя и не могут существовать в нынешнем состоянии дальше.

 

По большому счету, это банальное «латания» того, что уже не работает. Или же это является усиление правящей номенклатуры, или дальнейшая приватизация общественного ресурса в интересах крупного бизнеса. Именно так выглядят те реформы, которые сейчас предлагаются. Например, пенсионная реформа — это шаг, о необходимости которого говорили уже очень много лет, и который в действительности заключается в том, чтобы не реформировать пенсионную систему, а залатать большую дыру, которая в ней есть. Увеличив пенсионный возраст — увеличить поступления в Пенсионный фонд и уменьшить его дефицит. Административная реформа, которая должна сломать хребет коррупции и создать более управляемую и эффективную систему государственного управления, — на самом деле пока только усилила президента как центр исполнительной власти.

 

Цель налоговой реформы, которая должна была создать благоприятные условия для ведения бизнеса и стимулировать инвестиции, заключается в наполнении бюджета. Реформа избирательного законодательства, которое бы имело создать равные условия для политических игроков, создает почву для технических манипуляций и применения админресурса во время следующих выборов. Судебная реформа, которая должна создать справедливую и беспристрастную систему судопроизводства, демонстрирует свое бессилие перед тотальной политизацией судебной системы.

 

Существуют большие риски, что и реформа земельных отношений, которая происходит сейчас, будет иметь своим результатом переход земельных ресурсов в руки крупного частного капитала. Ждать осталось недолго: большой и средний бизнес могут стимулировать модернизацию страны Большой бизнес может иметь и другие интересы, которые заключаются в экономическом развитии и капитализации тех активов, которые у него есть. Однако, пока в руках номенклатуры остается большой объем неприватизированной общественной собственности, в частности до сих пор нераспределенными остаются земельные ресурсы — крупный бизнес будет стоять к ней в очереди за этим ресурсом и для него будет оставаться выгодной существующая на сегодня в государстве система правил и институтов. Коррупция остается рациональным и выгодным вложением средств. Но, когда нераспределенная среди частных владельцев общественный ресурс закончится, интересы бизнеса и номенклатуры разойдутся.

 

Когда бизнес по бизнесу олигархического превратится в бизнес капиталистический, его интерес будет заключаться уже в совсем другом. Во-первых, для того, чтобы право собственности было формализовано и защищалось судом и правоохранительными органам. Во-вторых, для того чтобы непроизводственные расходы (коррупция) были уменьшены. В-третьих, чтобы в конкретных сферах экономики были проведены действительно системные изменения. В-четвертых, чтобы суд и правоохранительная система стали независимыми. В-пятых, чтобы регулирование экономической деятельности было более прозрачным и простым. Это очевидно противоречить интересам номенклатуры, и крупному бизнесу будут нужны новые союзники в борьбе с ней.

 

Таким союзником может выступить средний бизнес, который создавался за счет собственной предприимчивости, а не за счет приватизации общественного ресурса, и который уже сегодня чрезмерно обременен коррупционными поборами и зарегулированностью бизнес-среды и активным образом политизируется. Если союз этих общественных групп состоится, то в перспективе 5-7 лет в Украине действительно можно говорить о том, что возникает серьезный запрос на реформы и модернизацию страны. И политики, которых будут нанимать эти две группы, будут вынуждены этот запрос реализовывать. А главная задача политиков этого поколения — это сделать хотя бы так, чтобы эти 5-7 лет, период окончания приватизации общественного ресурса и вызревание в обществе новых политических интересов, пережить без потери суверенитета, целостности государства, с приемлемым уровнем безопасности, и чтобы возможности для дальнейшего развития страны не были потеряны.

 

Однако, существует и менее оптимистичный сценарий. Единственный шанс для правящей сегодня номенклатуры остаться у власти — к краю обострить напряжение в обществе, связанную с существующей экономическим неравенством. Если результатом государственной политики в ближайшие годы станет дальнейшее общественное расслоение и усиления межклассовой напряжения, а экономический рост не перерастет в рост реальных доходов большинства населения, Украину может ожидать латиноамериканский сценарий развития. И тогда крупный бизнес будет вынужден и дальше удерживать за счет коррупционных платежей сегодняшнюю партийно-бюрократическую номенклатуру, поскольку она будет единственным источником защиты крупной собственности перед лицом популистских оппозиционных политиков, опирающихся на бедные массы населения. Иван Пресняков, Виктор Чумак, Украинский институт публичной политики, для УП







Другие новости по теме:











 


Погода в Луганске

днем
дождь
пасмурно +22 °C
751 мм
С-В, 4 м/с

утром
дождь
облачно +21 °C
749 мм
С-В, 3 м/с

Курсы валют
31 Июля
100 USD 2591.5589 грн.
100 EUR 3039.6394 грн.
100 GBP 3393.6667 грн.
10 RUB 4.3524 грн.

Ценные металлы
31 Июля
10 XAU 326432.76 грн.
10 XAG 4291.62 грн.
10 XPT 241274.13 грн.
10 XPD 227798.03 грн.

Закладки

Гороскоп
Загрузка гороскопа...

Популярные статьи

Новости на EMail

Другое

Главная страница  |  Новости Луганска  |  Новости Украины  |  Другие новости  |  Наши партнеры  |  Контакты
© TopMedia, 2010—2024. При полном или частичном воспроизведении ссылка на topmedia.com.ua обязательна (для интернет-ресурсов гиперссылка).