Новости

Новости
партнёров


Рекомендуемое



Плоский штопор гендиректора ХАЗа

16 Января 2012 08:17 | Новости Харькова | Источник: Медиапорт Добавить закладку во ВКонтакте Добавить закладку в Facebook Добавить запись в ЖЖ Добавить закладку в Google Добавить статус в Twitter Поделиться в Моём Мире A- A A+

10 января сообщили об авиаинциденте, произошедшем в районе Сокольники. Со слов очевидцев — с радиоуправляемой моделью самолёта. Собственное небольшое расследование МедиаПорта привело к сенсационным выводам: потерпевшая крушение машина была не авиамоделью, а двухместным пилотируемым самолётом, и — с высокой долей вероятности — в момент катастрофы самолетом управлял лично генеральный директор Харьковского Авиационного Завода Анатолий Мялица.

 

Вся эта история выглядит не просто детективной, но имеет, кажется, и некоторый криминальный оттенок.

 

Все попытки МедиаПорта по горячим следам выяснить подробности падения «авиамодели» в официальных инстанциях закончились ничем. Управление МЧС, транспортная прокуратура, городские власти — об авиакатастрофе не были осведомлены вовсе. Более того — эти и другие соответствующие инстанции, похоже, остаются в неведении и до сих пор.

 

Между тем, самолёт упал в достаточно густонаселённом районе города, и произошло это, по комментариям неназываемых нами экспертов, при выполнении пилотом четвёртого, пред-посадочного уже разворота. Скорее всего, считают эксперты, имела место ошибка пилотирования: машина свалилась в «плоский штопор», и, не дотянув до посадочной полосы, рухнула на деревья, растущие на территории... детского сада. На счастье, в тот момент пустого.

Категория «счастье» в данном случае этим не исчерпалась: в рухнувшей с высоты 70-80 метров машине не пострадали ни пилот, ни пассажир. Чудо, говорят авиаспецы; один шанс из тысячи; ангел-хранитель летел рядом. Потому что обычно — при любом штопоре — от самолета остаётся только «дюралевый мусор». Ну, и биологический, соответственно.

 

А в этой катастрофе уцелели не только пилот и пассажир, но и сам самолёт — относительно, конечно. По крайне мере, на снимке очевидца заметны обрубленные консоли и почти полностью уцелевший фюзеляж. Благодаря деревьям жёсткая «посадка» вышла не столь брутальной.

 

 

Далее начинается детектив с душком криминала. Обломки самолёта ВИС-3, которые вы видите на фото, были вывезены с места происшествия практически мгновенно. Есть основания (о них — ниже), считать, что в настоящее время останки машины находятся на территории ХАЗа.

Официальные инстанции, как мы уже упоминали, о происшествии поставлены в известность не были. Расследования не проводилось, инцидент был фактически замят на корню. Для прессы и любопытствующих была немедленно запущенна грамотная «утка»: «упала большая авиамодель». С земли действительно сложно визуально отличить маленький, но самолёт — от большой, но авиамодели.

 

Понятно, что скрыть происшествие совсем — например, от авиакругов (наши консультанты, к слову, относятся именно к ним) — попросту невозможно. Но... любой, кто сталкивался с расследованиями в сфере авиакатастроф — вольно или невольно сочувствует пилотам, а не проверяющим. Поскольку каждое такое расследование — это долго, муторно, и неизбежно влечёт за собой серьёзные санкции. Не говоря уж о том, что полёты частных авиатранспортных средств над населёнными пунктами в Украине запрещены в принципе, возникает ещё масса вопросов — по лицензиям, сертификатам, разрешениям — как летательного аппарата, так и собственно пилота. Плюс — разбор полёта как такового.

 

С другой стороны — расследования авиакатастроф проводятся (или должны, по идее, проводиться) не только и не столько для того, чтобы наказать виновных. А для того, чтобы другие пилоты были подробнейшим образом поставлены в известность о том «что, как и почему». Дабы не повторять ошибок, пилотируя эту конкретную модель самолёта.

Таким образом, авиасообщество разрывается между сочувствием участникам аварии, и возмущением полным её замалчиванием.

 

Тем более — Мялица. «Как много в этом звуке» для авиаторов слилось. Переходим к бэк-граунду, иначе говоря — предыстории.


8 октября 2006 года в 11-30 лётчик-испытатель К.К. Василенко официально поднял самолет ВИС с аэродрома Коротич в первый полёт.

 

 

ВИС — аббревиатура, образованная от имен «Вячеслав и Светлана». Ниже на снимке —ребята, которые и сконструировали эту машину — В. и С. Шкуренко (рядом с ними — испытатель К.К. Василенко, фото сделано сразу после полёта).

 

Задача данного материала не состоит в полном погружении читателя в сложнейшие взаимоотношения между энтузиастами авиастроительства и украинским законодательством. Но коротко: тот, кто строит самолёты вне зоны влияния государства — другими словами, не работает на госпредприятии — делает это на свой страх и риск, с абсолютно непредсказуемыми судьбами своих детищ. Да и своими тоже. Строго говоря, сконструировать для себя — ещё так-сяк можно, но построить более трёх, и попытаться их продать, чтобы как-то оправдать затраты — это уже УК. Ниже на фотографиях.... не первый ВИС Вячеслава и Светланы.

 

 

 

Однако если конструкция удачна — а она, в случае с ВИС, по отзывам авиаторов, более чем удачна — то есть шанс, что в неё вцепятся серьёзные, крупные предприятия, с большими же мощностями. Со всеми вытекающими последствиями.

 

Фокус в том, что последствия вытекают уж очень разные — в зависимости от. Несколько лет тому назад, по сведениям МедиаПорта, директорату ХАЗа был презентован доклад по ВИСу и всем его потенциальным возможностями для производства. Перспективы ВИСа, особенно если гражданский и военный сектора договорятся о единой учебной модели (а пока что у них совершенно разные видения) — специалисты считают блестящими.

 

В тот раз ХАЗ пропустил доклад мимо ушей. Однако некоторое время спустя гендиректор ХАЗа, Анатолий Мялица, самолично совершил пробный полёт на первом ВИСе, и с тех пор он этой идеей увлёкся основательно.

 

Конструктор предложил выкупить у него самолет (хотя бы планер, без авионики, что значительно дешевле) — но на ХАЗе просто хмыкнули и в ответ предложили устраиваться к ним на полставки консультантом (ставка инженера ХАЗа — 1200-1300 грн). К настоящему моменту дела обстоят, по словам причастных, следующим образом: гендиректор велел запустить в первую серию 10 самолётов. Так, в добровольно-принудительном порядке, ВИС был практически отобран у создателей.

 

Но пока ХАЗ не построил ни одного самолёта ВИС — его гендиректор продолжает испытывать самолёт и искушать судьбу. Поскольку своей машины на ХАЗе ещё нет — он берёт её там, где может. В Коротиче, на базе. В этот раз — по договору с владельцем (имя которого нам выяснить не удалось). И вместе с ним поднимается в воздух. Есть ли смысл в описанной ситуации Анатолию Мялице, чей личный налёт превысил 10 часов (что, в общем, и позволяет ему пилотировать эту машину), летать пассажиром? Интереса ради? — вряд ли, говорят спецы. Скорее всего, он сам пилотировал аппарат. И не справился.

 

Отсюда и предположение о том, где теперь следует искать машину. После «счастливой катастрофы» владелец, по слухам, попросил как-то компенсировать ущерб. Как это может сделать генеральный директор авиазавода? Силами родного завода, конечно же. Так что при необходимости злополучный ВИС-3 стоит поискать в одном из ангаров ХАЗа.

 

Вот такая история. И что-то нам подсказывает, что она ещё далеко не закончена.

 

Зная возможности Анатолия Мялицы в области административного ресурса (и это именно та причина, по которой в материале не поименован ни один эксперт, и не назван ни один ресурс, и не указано авторство ни одной фотографии), а также учитывая его, мягко говоря, вздорный характер, МедиаПорт вполне отдаёт себе отчёт в возможных последствиях данной публикации. Однако — «истина дороже». Следующим материалом по теме станут результаты запросов МедиаПорта всем упомянутым инстанциям и участникам. Включая господина Мялицу.







Другие новости по теме:









 


Погода в Луганске

днем
дождь
пасмурно +22 °C
751 мм
С-В, 4 м/с

утром
дождь
облачно +21 °C
749 мм
С-В, 3 м/с

Курсы валют
31 Июля
100 USD 2591.5589 грн.
100 EUR 3039.6394 грн.
100 GBP 3393.6667 грн.
10 RUB 4.3524 грн.

Ценные металлы
31 Июля
10 XAU 326432.76 грн.
10 XAG 4291.62 грн.
10 XPT 241274.13 грн.
10 XPD 227798.03 грн.

Закладки

Гороскоп
Загрузка гороскопа...

Популярные статьи

Новости на EMail

Другое

Главная страница  |  Новости Луганска  |  Новости Украины  |  Другие новости  |  Наши партнеры  |  Контакты
© TopMedia, 2010—2024. При полном или частичном воспроизведении ссылка на topmedia.com.ua обязательна (для интернет-ресурсов гиперссылка).