Новости

Новости
партнёров


Рекомендуемое



Несовершенство Закона"о доступе к публичной информации" уже влечет за собой последствия

7 Июля 2011 11:00 | Законы Добавить закладку во ВКонтакте Добавить закладку в Facebook Добавить запись в ЖЖ Добавить закладку в Google Добавить статус в Twitter Поделиться в Моём Мире A- A A+

По данным пресс-службы Луганской областной организации Комитета избирателей Украины, опубликованным на сайте «ОстроВ», представители этой общественной организации обратились в Луганский окружной административный суд с иском к Белокуракинской, Марковской и Попаснянской райгосадминистрациям в связи с нарушением недавно вступившего в силу Закона Украины «Про доступ до публічної інформації», а именно непредоставлением в отведенные сроки ответов на информационные запросы.

 

К сведению читателей, указанный Закон (автор — известный журналист и депутат Верховной Рады Украины от БЮТ Андрей Шевченко) еще совсем недавно с восторгом приветствовался общественниками и был представлен в СМИ как воплощение конструктивного диалога государственной власти и общественного актива. Однако, когда «дым праздничных фейерверков рассеялся», все увидели, что король-то голый. При чем недосмотрели как раз в большинстве своем инициаторы и лоббисты его принятия в лице общественников. Дело в том, что  Закон Украины «Про доступ до публічної інформації» имеет целый ряд существенных недостатков, которые и становятся предтечей конфликтных ситуаций, как в случае с ЛОО КИУ.

 

Не успел он вступить в силу, как при поддержке Агентства по международному развитию США (USAID) в Украине стартовала кампания по мониторингу исполнения органами государственной власти и местного самоуправления этого Закона. Видно, готовились заранее. Часто обсуждаемый в обществе вопрос «а зачем это американцам?» (видно не верит еще постсоветский человек в альтруистическую помощь заокеанских демократов) оставим специалистам и геополитикам.  что получилось в итоге?

 

Как говорилось в одном известном фильме: «Движение есть, а прогресса нет». Мониторинг это хорошо. Если вовремя. Но как может исполняться Закон, когда еще отсутствует отлаженная система подзаконных актов, регламентирующих и прописывающих механизм его действия? И сейчас на практике создается ситуация, когда попытки заставить ехать воз без колес приводят только к потере сил, времени и веры в себя – а воз и ныне там!

 

Конструктивное и наиболее рациональное решение проблемы состоит в инициировании заинтересованным сторонами концептуально новой кампании – по доработке Закона Украины  «Про доступ до публічної інформації» и внесении изменений, которые исключат возможные разночтения.

 

Во-первых,  четко определить конкретные пути реализации Закона и отрегулировать процедуру электронного деловодства.

 

Во-вторых, разрешить проблему противоречий с другими законами и подзаконными актам, особенно в части, касающейся секретного делопроизводства. Это снимет психологический барьер с исполнителей запросов – госслужащих, которые, исполняя один закон, сами боятся невольно стать нарушителями другого и раз и навсегда сведет на нет все возможные спекуляции вокруг рассекречивания Генеральных планов застройки городов. К этому параграфу стоит отнестись наиболее взвешено и ответственно. Ведь с обеих сторон – наши интересы.

 

С одной – прямая возможность громады участвовать в разработке концепции развития города и ее своевременной корректировке. С другой – экологическая безопасность. Как живой пример представляется сцена из кинофильма «Антикиллер — 2», когда старый террорист, воспользовавшись советским учебником краеведения узнал местонахождение хлораторной станции, на которой успешно заложил взрывчатку. Обнародование местонахождения подобных «стратегических объектов» недопустимо – не из-за террористов, а из-за того, что нам хватает и своих Геростратов.

 

В-третьих, разработать четкий механизм задекларированного в п.2 ст.17 Закона Украины  «Про доступ до публічної інформації» общественного контроля за обеспечением доступа к публичной информации. Этот шаг положит конец хаотическим «телодвижениям» отдельных субъектов правоотношений и установит действительно эффективный публичный контроль громады над этим, безусловно, социально значимым процессом.

 

В-четвертых, определить и утвердить перечень информации, которой распоряжается тот или иной субъект властных полномочий. Наибольшую актуальность этот пункт приобретает в свете процессов реформирования госаппарата и перераспределения полномочий между Министерствами, что на областном уровне выражается в перераспределении обязанностей структурных подразделений обладминистраций. Это предотвратит конфликтные ситуации, связанные с путаницей в отношении адресата запросов – распорядителя информации.

 

Не менее остро стоит и вопрос о целесообразности создания в органах государственной власти и местного самоуправления специально выделенных структурных подразделений, отвечающих за предоставление гражданам публичной информации. Если эту функцию возложить на рядовых линейных специалистов, это неминуемо приведет к качественному ухудшению и снижению объемов выполняемой ими основной работы (особенно в направлениях, связанных с соцобеспечением и жилищно-коммунальным хозяйством, которые потенциально будут основными объектами информационных запросов).

 

Кроме того, сейчас проводится масса тренингов и семинаров для граждан с целью ознакомления их с Законом  «Про доступ до публічної інформації», обучению оформлению запросов и т.д. На наш взгляд, не менее профессионально стоит подойти и к вопросу обучения ответственных госслужащих. Как вариант – проведение совместных обучающих программ для чиновников и общественников, что послужит основой для последующего взаимопонимания и конструктивного диалога.

 

Так выглядит ситуация даже без мониторинга. Тем более, что с профессиональной точки зрения и мониторингом его назвать-то сложно. Широкая реклама, а на выходе — слабоватый статистический анализ и жиденький отчет. Плюс масса  скандалов, а теперь еще и судебные процессы участников мониторинга с местными «феодалами». Главное другое – реакция общества. А это безразличие. Много шума из–за ничего. У народа другие проблемы, ему, к примеру, все равно, выложат в Интернете или нет подробный план жилищно-коммунального благоустройства Марковки, выиграет или нет ЛОО КИУ судебные тяжбы с райгосадминистрациями. Народ до конца не осознает рычагов своего влияния в системе гражданского общества. Поэтому сначала нужно проводить грамотный «правовой ликбез», а потом уже работу над ошибками, а не наоборот.

 

Лозунг Всеукраинской кампании «Новий громадянин», активно совершающей совместно с общественным организациями мониторинг исполнения  Закона  «Про доступ до публічної інформації», гласит: «не політики змінять Україну, а відповідальні нові громадяни». Что ж, инициатива наказуема исполнением. Главное чтобы она (инициатива) была разумной и своевременной.

 

Источник : Sociolab

 

Читайтет также:

 Почему Закон «О защите персональных данных» - всего лишь "филькина грамота".







Другие новости по теме:









 


Погода в Луганске

днем
дождь
пасмурно +22 °C
751 мм
С-В, 4 м/с

утром
дождь
облачно +21 °C
749 мм
С-В, 3 м/с

Курсы валют
31 Июля
100 USD 2591.5589 грн.
100 EUR 3039.6394 грн.
100 GBP 3393.6667 грн.
10 RUB 4.3524 грн.

Ценные металлы
31 Июля
10 XAU 326432.76 грн.
10 XAG 4291.62 грн.
10 XPT 241274.13 грн.
10 XPD 227798.03 грн.

Закладки

Гороскоп
Загрузка гороскопа...

Популярные статьи

Новости на EMail

Другое

Главная страница  |  Новости Луганска  |  Новости Украины  |  Другие новости  |  Наши партнеры  |  Контакты
© TopMedia, 2010—2024. При полном или частичном воспроизведении ссылка на topmedia.com.ua обязательна (для интернет-ресурсов гиперссылка).