Новости

Новости
партнёров


Рекомендуемое



Евро 2012 для Украины окажется не тем, чем ожидалось

8 Мая 2012 09:49 | Аналитика Добавить закладку во ВКонтакте Добавить закладку в Facebook Добавить запись в ЖЖ Добавить закладку в Google Добавить статус в Twitter Поделиться в Моём Мире A- A A+

Чемпионат Европы по футболу у нашей страны не отберут. Однако экономический эффект от проведения турнира, равно как и ожидаемое влияние на имидж Украины, может быть диаметрально противоположен желаемому.

 

Футболу быть!


С начала мая нарастает поток отказов высоких должностных лиц государств — членов ЕС от посещения заключительных матчей чемпионата Европы, которые пройдут в Украине. Причины — события в Качановской колонии, политические репрессии против членов правительства Юлии Тимошенко. Австрия, Голландия, вероятно, Германия. Возможно, к ним присоединится кто-то еще... Не думал, что печально памятные бойкоты Олимпиад в Москве и Лос-Анджелесе повторятся, пусть даже и в облегченной форме. Промелькнуло и сообщение о возможном переносе Евро-2012 из Украины в другую страну. Но УЕФА заявила, что так вопрос не стоит. Во-первых, спортивная федерация не реагирует на политические события.

 

Во-вторых, в обозримом прошлом подобного рода прецедент был лишь однажды, когда чемпионат мира по футболу-1986 был перенесен в Мексику из Колумбии, так как в последней двумя годами ранее случилось разрушительное землетрясение. В-третьих, даже сверхблагополучные в футбольном отношении Англия и Германия не взялись бы за проведение турнира такого масштаба за месяц до его начала. Но многие трезвомыслящие эксперты понимают: ожидать позитивного воздействия Евро-2012 Украине бессмысленно. Более того, есть вероятность значительного осложнения экономического положения страны вследствие неадекватных финансовому состоянию казны затрат на проведение турнира.

 

Подсчитали — прослезились

 

Невозможно выяснить, какую точно сумму потратили на подготовку к футбольному первенству. В конце апреля профильный вице-премьер Борис Колесников заявил, что Украина израсходовала $4,2 млрд (или 33,6 млрд грн).

 

Поверить этому утверждению сложно. Хотя бы потому что цифра выглядит нереальной. А еще потому что за пару недель до заявления Колесникова председатель подкомитета Верховной Рады по вопросам подготовки и проведения Евро-2012, нардеп от Партии регионов Александр Зац заявил, что потрачено 80 млрд грн. А особенно потому что общая сумма по «Программе подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 г. по футболу» составляет 126,26 млрд грн. Кто-то может поверить в то, что утвержденный бюджет был не полностью «освоен»? Учтем и то, что сметы на строительство объектов, в частности стадионов во Львове и Киеве, неоднократно увеличивались.

 

Предлагаю оттолкнуться от цифры 126,26 млрд грн и утверждения г-на Заца относительно того, что из общей суммы расходов государственные средства составляют 80% (с точки зрения автора, это заниженные данные, но так как предложить свой вариант не получается, будем оперировать ими). Получается, что организация футбольного праздника выкачала из госбюджета 101 млрд грн (или $12,6 млрд). Согласно Закону Украины «О Государственном бюджете на 2012 год», сумма доходов госказны с изменениями, необходимость которых продиктована предвыборными инициативами президента (т.е. размер госбюджета увеличен), определена в размере 366,6 млрд грн. Получается, что расходы на подготовку к Евро-2012 составляют 27,55% от доходов госбюджета. Цифра пугающая. Понятно, что компенсировать затраты не обязательно именно в этом году. Однако изыскивать источники погашения расходов (читай — ликвидации дефицита) придется, и сделать это нужно будет в ближайшие несколько лет. К этому вопросу вернемся позже. Пока же поговорим о неоправдавшихся ожиданиях импульса от Евро-2012 к бурному росту украинской экономики. Начнем с того, что, по прогнозам аналитиков инвесткомпании Da Vinci AG, убытки Украины от проведения чемпионата могут составить $6-8 млрд.

 

Напрасные ожидания

 

Первая проблема — в завышенных надеждах, в неверной идентификации бенефициаров, в ошибочной ассоциации их с государством, что было сформировано отечественными «маркетологами от спорта» и восторженными футбольными экспертами, которые не сильны в экономике. Теми, которые утверждали, что после первенства каждый украинец ощутит позитивное влияние от его проведения. Основные отрасли, получающие прибыль от организации подобных турниров, — индустрия питания, отельный и туристический бизнес, строительные компании. Данные направления в Украине не принадлежат государству. Более того, сомнителен и выдвигаемый некоторыми постулат о том, что рост доходов общепита, строительных фирм, гостиниц и туроператоров резко пополнит госбюджет. Дело в том, что владельцы нововозведенных отелей освобождены от налогообложения на длительный период. В свою очередь пищевики и туристические компании давно и достаточно успешно используют схемы по оптимизации налогообложения.

 

Не лучше выглядят «убедительные доводы» пропагандистов чемпионата о том, что, например, Австрия и Швейцария по итогам Евро-2008 получили доход в сумме 470 млн евро (на двоих), а Португалия в 2004-м —300 млн евро. Но этим странам (особенно двум первым) не пришлось с нуля возводить стадионы (или коренным образом их перестраивать, как в случае с НСК «Олимпийский», что дороже нового проекта). У них не было необходимости думать о новых терминалах, взлетно-посадочных полосах и дорогах. Следовательно, затраты на проведение турниров изначально были меньшими. Но самое главное в том, что доходы были получены не госбюджетами этих стран, а частными компаниями. Имеющий минимальные познания в экономике поймет, в чем разница. И уж тем более различит понятия «доход» и «прибыль».

 

Вторая, еще более важная проблема заключается в том, что в силу невысокой и постоянно снижающейся инвестпривлекательности Украины частные финансовые доноры слабо приобщились к смете затрат на Евро. Это кардинально отличается от австро-швейцарского и португальского первенств. Да и по сравнению с Польшей наша ситуация выглядит безрадостно. Там около 35% расходов пришлось на частные инвестиции. Оставшуюся сумму разделили между госбюджетом Польши (60%) и финансовой помощью Евросоюза (40%).Евро-2012 изначально не давал Украине шансов не то что заработать, но и окупить затраты. Но даже если отбросить необоснованный оптимизм чиновников, то следует признать, что и реальными шансами для поддержания ключевых отраслей экономики страна не воспользовалась. Приведу пример: на фоне строительства и реконструкции стадионов, аэропортов, вокзалов, гостиниц отечественный горно-металлургический комплекс практически не ощутил увеличения спроса на продукцию черной металлургии. Зато только в 2011 году, при колоссальном профиците мощностей украинского ГМК, в Украину было импортировано более 1 млн тонн стальной продукции. Парадокс...

 

Чем дыры латать будем?

 

Вернемся к вопросу о компенсации расходов госбюджета на Евро-2012. Вариантов несколько. Начнем с малореальных. Первый — бурный рост промпроизводства и соответствующее наращивание поступлений налогов. Но все показатели указывают на вероятность обратного хода событий — ВВП страны в 1-мквартале 2012 года сократился на 0,3% по сравнению с 4-мкварталом 2011 года. Если учесть, что скоро прекратится стимулирование промпроизводства в связи с подготовкой к Евро-2012 (пусть и далеко не самое эффективное), а также ухудшением конъюнктуры основных экспортных рынков, перспективы динамики ВВП выглядят не совсем радужно.

 

Второй — покрытие дефицита бюджетов следующих лет за счет масштабных заимствований. Здесь свободных внутренних финансовых ресурсов нет и не предвидится, получение займов от зарубежных частных инвесторов маловероятно из-за низкой инвестпривлекательности Украины и нарастания напряженности на международных финансовых рынках. Третий — сотрудничество с международными финансовыми организациями. Но МВФ и Мировой банк ломают голову над тем, как Испанию бы с Португалией спасти от дефолтов. Не до Украины! Тем более что власть нашей страны хронически не выполняет обязательства перед Фондом. Стоит добавить и то, что вследствие внутриполитических нюансов тот же ЕС отказался от финансирования ряда программ, реализуемых в Украине.

 

Теперь о реальных вариантах компенсации затрат. Их два. Первый — усиление фискального давления на все виды предпринимательства. Но бесконечно это длиться не может, потому что ресурсы отечественного бизнеса и без того почти исчерпаны.

 

Остается второй вариант — запуск печатного станка банкнотно-монетного двора НБУ с соответствующими последствиями для промпроизводства, курса гривни, финансовой системы, благосостояния граждан. Кстати, почему-то апологеты будущих успехов экономики Украины предпочитают не думать о том, что высокие государственные затраты на проведенную в Афинах летнюю Олимпиаду-2004 внесли ощутимый вклад в крах экономики Греции...

 

Людвиг Мизес

 

По материалам ВВ







Другие новости по теме:









 


Погода в Луганске

днем
дождь
пасмурно +22 °C
751 мм
С-В, 4 м/с

утром
дождь
облачно +21 °C
749 мм
С-В, 3 м/с

Курсы валют
31 Июля
100 USD 2591.5589 грн.
100 EUR 3039.6394 грн.
100 GBP 3393.6667 грн.
10 RUB 4.3524 грн.

Ценные металлы
31 Июля
10 XAU 326432.76 грн.
10 XAG 4291.62 грн.
10 XPT 241274.13 грн.
10 XPD 227798.03 грн.

Закладки

Гороскоп
Загрузка гороскопа...

Популярные статьи

Новости на EMail

Другое

Главная страница  |  Новости Луганска  |  Новости Украины  |  Другие новости  |  Наши партнеры  |  Контакты
© TopMedia, 2010—2020. При полном или частичном воспроизведении ссылка на topmedia.com.ua обязательна (для интернет-ресурсов гиперссылка).