Новости

Новости
партнёров


Рекомендуемое



Год с Януковичем. Конференция с Валерием Чалым

1 Февраля 2011 08:36 | Аналитика | Источник: Фокус Добавить закладку во ВКонтакте Добавить закладку в Facebook Добавить запись в ЖЖ Добавить закладку в Google Добавить статус в Twitter Поделиться в Моём Мире A- A A+

Заместитель генерального директора Центра Разумкова Валерий Чалый рассказал о том, как администрация Януковича использовала кредит доверия, выданный ей в феврале 2010 года.

 

На Всемирном экономическом форуме в Давосе президент Виктор Янукович сделал ряд заявлений касательно привлечения иностранных инвесторов в Украину. Пойдут ли инвестиции в Украину под Януковича?

Действительно, одной из целей поездки Виктора Януковича в Давос является именно поиск инвестиций в Украину. Но вынужден отметить, что наш президент принимал довольно ограниченное участие в этом мероприятии – всего лишь в одной сессии, которая касается поставок электроэнергии, газа и нефти. Поэтому вряд ли в Давосе произойдет прорыв в области инвестиций.

 

Инвестиции входят в страну не после заявлений чиновников, а только туда, где создана лучшая среда для ведения бизнеса и можно защитить свои экономические права в суде. До тех пор, пока в Украине не появится такой среды, никакие инвесторы, кроме тех, которые рассчитывают на сверхприбыли в короткий срок, сюда не зайдут.

 

Сейчас власть не оставляет места для западных инвестиций. Средства выделяются в основном на основе освоения государственного бюджета и кредитных ресурсов.

 

Влияют ли на интерес инвесторов к стране, рейтинги международных правозащитных организаций - рейтинги коррупции, экономических и гражданских свобод?

Рейтинги важны, так как это - одна из составляющих, которые влияют на решение о вложении инвестиций. Инвесторы подходят к выбору очень взвешенно и ориентируются на все имеющиеся показатели. В 2010 году Украина потеряла позиции во многих рейтингах. Сейчас, глядя на карту мира среди развивающихся экономик, инвестор скорее предпочтет нашему государству Вьетнам или Аргентину.

 

Чтобы изменить эту ситуацию, необходимо не просто декларировать намерения, а делать конкретные шаги, которые привлекли бы к нам инвесторов. Например, власть может воспользоваться грядущим Евро-2012 для повышения инвестиционной привлекательности Украины.

 

Тема преследования оппозиции. Многие аналитики после предоставления политического убежища в Чехии экс-министру экономики Богдану Данилишину отметили, что это свидетельствует об официальном подтверждении Евросоюзом факта политических репрессий в Украине. Возможно ли, что вскоре против руководства Украины будут введены санкции, как это сейчас происходит в Беларуси?

Мир наблюдал за последними президентскими выборами в Украине и признал их конкурентными. Новому президенту был выдан большой кредит доверия, и ожидалось, что он использует его для объединения всего народа ради реформ. Однако, год спустя, этот кредит подходит к концу. В оценках Запада слышно недовольство, поскольку деятельность президента сильно расходится с его заявлениями.

 

Ситуация с Данилишиным равносильна предъявлению желтой карточки Украине. Это фактически признание того, что действующий режим выборочно применяет криминальное право и правоохранительные структуры, а процессы демократизации и обеспечения свободы слова постепенно сворачиваются.

 

Подобная оценка прозвучала синхронно с разных сторон, и первый четкий сигнал был дан во время визита еврокомиссара Стефана Фюле, который заявил, что ЕС будет обращать внимание на ценности, которыми руководствуется власть. Фактически, после этого и состоялось решение суда в Чехии.

 

А украинские политики в состоянии воспринять подобные сигналы, пока они могут свободно выезжать на Запад, иметь там бизнес, счета и недвижимость?

Я не являюсь сторонником того, чтобы подталкивать Запад занять более критическую позицию по отношению к президенту или правительству, так как это рикошетом ударит по Украине в целом. Я не думаю, что мы уже дошли до этой черты. У президента и у министров еще есть время понять всю сложность ситуации и сделать выводы.

 

На сегодняшний день, украинский политический истеблишмент серьезно опасается только двух вещей - недовольства широких масс населения и санкций мирового сообщества, таких как арест счетов или запрет въезда на свою территорию. И потому никто не будет доводить ситуацию до этой черты.

 

Я надеюсь, что эйфория от быстрого захвата всех позиций во власти скоро пройдет. Украина находится в сложной экономической ситуации, так как сидит на игле внешних кредитов, и с этим надо что-то делать. Если сегодня забрать у нас деньги МВФ и краткосрочные российские кредиты - мы не удержим экономику.

 

В Европе в условиях кризиса сокращают госаппарат и государственные расходы. У нас же ничего подобного не происходит. Расходы только увеличиваются, причем на репрессивный аппарат, администрацию президента, Верховную Раду, Кабинет министров. Власть использует и истребляет средний класс, так как боится экономически независимых людей. И это - идеология того класса, который пришел к власти сейчас, идеология большого бизнеса.

 

Удается ли Януковичу реализовывать политику многовекторности, начатую Леонидом Кучмой?

Многовекторность -  неудачное слово. Каждое государство обязано развивать отношения со всеми странами, где у него есть политические или экономические интересы. И в этом смысле политика Кравчука, Кучмы, Ющенко или Януковича являлась многовекторной. Вопрос заключается в балансе этих векторов. Можно развивать сотрудничество со всеми, но некий магистральный путь всегда должен быть.

Украина еще со времен первого президента задекларировала движение в сторону европейской и евроатлантической интеграции. Были периоды большего или меньшего сближение с Россией, однако все президенты придерживались этого направления.

 

Сейчас происходит совсем другое. Продолжение европейского пути только декларируется – к примеру, мы уже не успеваем в следующую фазу обсуждения бюджетной стратегии ЕС, что отдаляет вопрос о членстве как минимум до 2020 года.

 

Многовекторность Януковича несбалансированна, наблюдается значительный крен в сторону России. Власть идет на неоправданные компромиссы, ради тактических уступок отдаются стратегические интересы. Яркое подтверждение этому – история с черноморским флотом РФ.

 

Отсутствует прогнозируемость и прозрачность решений. Решения парламента постепенно утрачивают свое влияние, как скоро потеряет его и МИД - власть концентрируется в одних руках. И это опасно, поскольку утрачивается гражданский контроль над властью и увеличивается вероятность критической ошибки.

 

Вопрос не в том, с какими странами нужно налаживать связь. Сейчас проблема в механизме принятия решений внутри страны и угрозе изменения вектора интеграции.

 

Много говорят о прорыве в отношениях с РФ. А как воспринимать последние события в Москве  в украинской библиотеке проводятся обыски,  закрываются украинские организации. Почему молчит власть, и что это означает со стороны России?

Закрытие двух украинских организаций, обыски в библиотеке украинской литературы в Москве - это решения спланированные, политические, принятые непосредственно в Кремле. Это стало ответной реакцией на действия администрации Ющенко, которые в Москве оценивались критично. Руководители украинских организаций в России воспринимали позицию предыдущего руководства Украины, были не в меру независимы и этим раздражали российскую власть.

 

Новая украинская власть солидарна с Кремлем. И сегодня идет попытка замены нелояльных организаций на лояльные российской власти - при абсолютном понимании и поддержке с украинской стороны. Вскоре в РФ будут созданы правильные, лояльные к Кремлю, организации украинцев России.

 

От сегодняшней власти нельзя ожидать какой-либо критики, поскольку все делается с согласия двух сторон. Руководство страны выбрало путь даже не компромисса, а какого-то компрадорства, причем по всем направлениям. Позиция Украины легко сдается как России, так и США или ЕС.

 

Ощущение возникает такое, будто страной торгуют, причем недорого. И больше всего раздражает то, что эти деньги не идут на развитие, а в оффшоры. Подобное разворовывание в условиях уменьшения ресурсов и отсутствия роста экономики рано или поздно приведет к экономическому коллапсу, или событиям, подобным тем, что происходит сейчас в Египте, Тунисе, Йемене. Через несколько лет возмущение людей может взорваться бунтом.

 

Однако Виктор Янукович продолжает оставаться самым рейтинговым политиком, а Партия регионов – самой популярной партией. Оппозиция раздроблена, и нет ни одной политической силы, которая могла бы бороться с ПР в одиночку.

Сейчас наблюдается категорическое падение уровня доверия, как у президента Януковича, так и у Партии регионов. Этот процесс немного напоминает разочарование в Викторе Ющенко 2005 года, но он еще глубже. Буквально за полгода уровень доверия к власти упал в два раза.

 

Согласно соцопросам центра им. Разумкова, если в начале президентства Януковича, большинство украинцев считало направление, в котором движется Украина правильным, то сейчас ситуация прямо противоположная, и количество недовольных растет.

 

Доверие упало катастрофически, причем ко всем политическим институтам. На корабле под названием «украинская политика» тонут все. Капитаном на корабле остается Янукович, но там же сидят и лидеры оппозиции. И плывет корабль куда-то не туда. У оппозиции же вообще нет средств влияния на ситуацию – любые законопроекты меньшинства, как правило, отвергаются.

 

Как бы вы оценили роль крупного бизнеса в изменениях политического режима в Украине? Существует такое мнение: ставка на Януковича связана с тем, что в условиях кризиса поддерживать относительную демократию и равенство коррупционных возможностей стало слишком дорого. Одномерная вертикаль власти - дешевле.

Ответ очевиден. Сейчас действует симбиоз крупного бизнеса и власти. Крупный бизнес заинтересован исключительно в заработке на дешевой рабочей силе и выжимании остатков из производства, без существенной его модернизации. Даже в условиях кризиса создаются «дойные коровы», например нацпроекты или Евро-2012, которые используются для получения миллиардных прибылей.

 

У крупного бизнеса есть три основных источника денег: природные ресурсы, бюджетные средства, и наконец, заграничные дотации. В последнее время появилась третья категория – аграрный сектор и всё, что связано с продажей земли.

 

Вернемся к внешней политике.  Отношения с ЕС: безвизовый режим и режим свободной торговли. Янукович назвал даже сроки – до конца этого года. Как на самом деле все это будет происходить - ваш прогноз?

Не люблю давать прогнозы, потому что по прогнозам авторства Януковича еще во времена его премьерства, мы уже должны были бы являться кандидатами на вступление в ЕС. Последнее его заявление, теперь уже в качестве президента –  в начале 2012 года украинцы уже смогут ездить в Европу без виз. Такая дата представляется мне слишком оптимистичной. Взять хотя бы один пункт из требований ЕС касательно борьбы с коррупцией - власти исполняют его как-то странно.

 

Даже при условии политической воли и концентрации усилий, условия Европы реально выполнить до 2012 года только по части законодательства.

 

Касательно договора об ассоциации (свободной торговле) с Европейским Союзом, то подписать его, как заявлено, во второй половине 2012 года вполне реально, поскольку уже проведена огромная предварительная работа в этом направлении.

 

Положит ли подписание договора об ассоциации и вхождении в зону свободной торговли с ЕС конец разговорам про таможенный союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном? Или можно состоять одновременно в двух этих союзах?

Нет, это невозможно. Если мы ступим на первую ступень интеграции с ЕС, подобный сценарий будет вероятен только в одном случае – если Россия будет иметь такие же условия взаимодействия с ЕС как и Украина. Теоретически возможен большой таможенный союз, куда вошли бы Украина, Россия и ЕС. Но это  маловероятно.

 

Вопрос насчет виз. Готов ли Европейский Союз к безвизовому режиму с Украиной? Хотят ли европейцы видеть на своей территории украинцев без виз? Может, это все разговоры политиков и не больше?

Кое-кто в Европе считает, что Украина имеет природное право состоять в ЕС, другие же придерживаются меркантильных интересов. В целом, большой радости там нет - европейцы побаиваются наплыва трудовых мигрантов, хотя и ощущают дефицит рабочих рук. Вместе с этим, украинской власти тоже невыгодно открывать границы с ЕС, потому что придется либо поднимать уровень жизни тут, либо завозить новую рабочую силу из Азии.

 

Чтобы получить возможность свободного перемещения по всему миру, необходимо реализовать три условия:

- Украине нужно достичь высоких экономических стандартам, чтобы нас не считали бедняками;

- мы обязаны создавать впечатление надежного партнера с демократическим режимом правления;

- весь мир должен понять, что у Украины есть будущее и понимание того, чего она хочет достичь.

Если мы сумеем это показать, наших граждан за границей начнут воспринимать совершенно по-другому.







Другие новости по теме:









 


Погода в Луганске

днем
дождь
пасмурно +22 °C
751 мм
С-В, 4 м/с

утром
дождь
облачно +21 °C
749 мм
С-В, 3 м/с

Курсы валют
31 Июля
100 USD 2591.5589 грн.
100 EUR 3039.6394 грн.
100 GBP 3393.6667 грн.
10 RUB 4.3524 грн.

Ценные металлы
31 Июля
10 XAU 326432.76 грн.
10 XAG 4291.62 грн.
10 XPT 241274.13 грн.
10 XPD 227798.03 грн.

Закладки

Гороскоп
Загрузка гороскопа...

Популярные статьи

Новости на EMail

Другое

Главная страница  |  Новости Луганска  |  Новости Украины  |  Другие новости  |  Наши партнеры  |  Контакты
© TopMedia, 2010—2024. При полном или частичном воспроизведении ссылка на topmedia.com.ua обязательна (для интернет-ресурсов гиперссылка).